Беседа въ храме

О проектѣ
Новости
Афиша
Бесѣда въ храмѣ
Страница 2
Библiотека
Благотворительность
Церковная лавка
Ссылки


Электронная почта




.

О ТРЕХЪ ВЕЩАХЪ...

(публикуется съ благословенія автора статьи протоіерея Георгія Осипова)

      Предисловіе автора сайта.
      Въ одномъ изъ Сообществъ Интернетъ-сѣти протоіерей Георгій Осиповъ задалъ вопросъ о томъ, что мѣшаетъ человѣку слѣдовать за Христомъ. Отвѣтовъ оказалось великое множество — искреннихъ и не очень, покаянныхъ и философскихъ — послѣ чего отецъ Георгій и написалъ обращеніе, которое я, взявъ благословеніе у автора, публикую ниже.

      Миръ Вамъ, дорогіе мои!
      Очень порадовалъ меня вашъ откликъ на мой вопросъ о трехъ вещахъ, мѣшающихъ намъ послѣдовать за Христомъ.
      Много хорошихъ отвѣтовъ, но чтобъ не комментировать каждый изъ нихъ, я рѣшилъ дать свой отвѣтъ на этотъ вопросъ. Кстати его у меня заранѣе не было, но, почитавъ ваши отвѣты, задумался и самъ...
      Въ силу того, что вопросъ на сколько сложенъ, на столько же и интересенъ, не сочтите за трудъ прочесть мое видѣніе онаго. На мой взглядъ, все то, о чемъ пишите вы — это слѣдствіе, а о причинѣ я и попытался написать. Разумѣется, я только тезисно набросалъ мысли на заданную тему, и каждый можетъ развить ихъ самостоятельно хоть для себя, хоть для всѣхъ насъ, подѣлившись ими въ комментаріяхъ. Итакъ, что же это за три вещи?


      1. Невѣрная оцѣнка себя.
      2. Невѣрная оцѣнка противника.
      3. Невѣрная оцѣнка Спасителя.
      Первое, что мѣшаетъ намъ отвѣтственно отнестись къ вопросу нашего спасенія — это неправильная самооцѣнка. Прежде всего, мы не понимаемъ цѣны нашей безсмертной души, и потому вполнѣ недвусмысленныя слова Господа о томъ, «какая польза человѣку, если онъ пріобрѣтетъ вѣсь міръ, но душѣ своей повредитъ» (Мк. 8.36) — нами чаще воспринимаются какъ аллегорія, а вотъ тѣлесныя надобности стоятъ на первомъ мѣстѣ. Духу вѣка сего удалось похитить у насъ память о вѣчности, и мы забыли о томъ, для чего стали членами Святой Православной Церкви. Забыли о томъ, что ни для торжествъ и пиршествъ дана намъ земная жизнь, но для того, чтобъ молитвой и постомъ убить убившую насъ смерть и вернуть себѣ утраченный Рай, примѣрно такъ поучалъ свт. Игнатій Брянчаниновъ. Но, не смотря на то, что Господь открылъ намъ ясно суть человѣка «всякъ человѣкъ — ложь», намъ все ж пріятнѣе послушать не Его, а отца лжи, который внушилъ намъ то, что мнѣніе толпы о насъ болѣе важно, нежели мнѣніе Бога. Потому мы не помнимъ словъ ап. Павла: «Не знаете ли, что тѣла ваши суть храмъ живущаго въ васъ Святаго Духа, Котораго имѣете вы отъ Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою цѣною. Посему прославляйте Бога и въ тѣлахъ вашихъ и въ душахъ вашихъ, которыя суть Божіи». Не помышляемъ мы о той «дорогой цѣнѣ», которой куплена наша свобода, потому соизволяя грѣху, ради минутныхъ выгодъ и благъ, мы пренебрегаемъ крестными страданіями Христа. При необходимости выбора между нашей похотью и слезами любящаго насъ Отца Небеснаго, увы, Послѣдняго, мы оставляемъ въ слезахъ.
      И болѣе того, въ своемъ безуміи мы (причемъ часто совершенно искренне) приписываемъ себѣ тѣ добрыя дѣла, что сподобляетъ насъ сотворить Господь, и, только при совершеніи гнусностей оправдываемся, молъ, «бѣсъ попуталъ». Въ общемъ живемъ мы нынѣ такъ, какъ нѣкогда народъ израильскій во дни Валтасара, и къ намъ вполнѣ подходятъ слова чудеснаго перста пишущаго на стѣнѣ во время пира «ты славилъ боговъ серебряныхъ и золотыхъ, мѣдныхъ, желѣзныхъ, деревянныхъ и каменныхъ, которые ни видятъ, ни слышатъ, ни разумѣютъ; а Бога, въ рукѣ Котораго дыханіе твое и у Котораго всѣ пути твои, ты не прославилъ» — наша надменность похитила у насъ память о томъ, что и само дыханіе наше, не то, что возможность дѣйствій въ рукахъ Бога. И не смотря на то, Что богомудрый пророкъ Давидъ увѣщеваетъ насъ говоря: «отнимешь духъ ихъ — умираютъ и въ персть свою возвращаются; пошлешь духъ Твой — созидаются», все ж намъ кажется что именно мы хозяева этой жизни. Ну а ужъ какъ мы хозяйничаемъ, умолчу, сами о томъ вѣдаете…
      Второе, что мѣшаетъ намъ отвѣтственно отнестись къ вопросу нашего спасенія – это неправильная оцѣнка нашего врага. Вспомните ап. Петра, трижды отрекшагося отъ Христа. Странно, что незадолго до этого, онъ, въ Геѳсиманскомъ саду, дерзновенно выхвативъ ножъ, отсѣкъ ухо стражника, защищая своего Учителя, а тутъ какая-то служанка… Понять это можно лишь тогда, когда мы осознаемъ, что врагъ рода человѣческаго – это не просто чертикъ съ вилами у котла со смолой, а весьма искусный и коварный стратегъ, тысячелѣтіями ведущій брань съ народомъ Божіимъ. Сатанѣ прекрасно извѣстно, что если врагъ откроетъ себя во всей полнотѣ, то противоборствующій съ храбростью и мужествомъ вступитъ въ поединокъ. Но когда противникъ намъ покажется слабымъ, или раненнымъ, или малоопытнымъ, то мы съ «прохладцей» вступаемъ въ битву, будучи увѣренны въ своемъ превосходствѣ. Такъ и съ Петромъ, когда онъ видѣлъ конкретнаго врага, онъ съ воодушевленіемъ вступился за Христа, но здѣсь простая служанка, и, недооцѣнивъ коварства врага, апостолъ рѣшилъ не «напрягаться», молъ, все не серьезно, рѣшилъ «замять» шумъ, и видимъ что изъ этого вышло…
      Кое-кого можетъ быть удивило то, что я нынѣшнихъ людей церкви приравнялъ къ живущимъ во дни безбожнаго Валтасара, молъ славимъ мы «боговъ серебряныхъ и золотыхъ, мѣдныхъ, желѣзныхъ, деревянныхъ и каменныхъ, которые ни видятъ, ни слышатъ, ни разумѣютъ», ну а какъ же еще можно назвать того, кто, обольстившись сатанинскими рѣчами и посулами, позволилъ себѣ быть обманутымъ и искать не Небеснаго Царства, а земнаго.
      И какъ насъ еще называть, если въ нашемъ лексиконѣ поселились слова «вѣротерпимость», «плюрализмъ», «политкорректность», «толерантность», если въ нашъ «художественный» вкусъ сформированный Христомъ «Но, да будетъ слово ваше: да, да; нѣтъ, нѣтъ; а что сверхъ этого, то отъ лукаваго» — вошли полутона. И уже, можетъ быть, не только черное и бѣлое, но и оттѣнки сѣраго…
      Безъ сомнѣнія, если б намъ громоподобный гласъ съ неба нынѣ возвѣстилъ: «стопъ, православные, не сюсюкайтесь съ католиками, не заботьтесь о томъ, что ѣсть и во что одѣваться, спите на доскахъ, а не на тахтахъ — иначе завтра же всѣхъ испепелитъ огнь небесный!» — мы б встрепенулись, и вѣсь тотъ многолѣтній трудъ искусителя пропалъ бы въ одночасье. Ну а разъ такого не происходитъ, то мы продолжаемъ жить въ компромиссахъ съ міромъ симъ, князь котораго діаволъ. Утѣшая себя тѣмъ, что было бы скучно жить въ одноцвѣтномъ мірѣ, мы ж не монахи, а тутъ такое разнообразіе тоновъ! Такъ пріятно ощущать себя въ струѣ эстетическихъ и культурныхъ вѣяній, понимать, что ты гибокъ, и тебѣ чужда многовѣковая косность предковъ. Въ общемъ, опять же на гребнѣ волны, да какъ намъ кажется, въ самое Царствіе Небесное и влетимъ.
      Ну и третье, что мѣшаетъ намъ отвѣтственно отнестись къ вопросу нашего спасенія — это неправильная оцѣнка важности для насъ Спасителя. Вѣдь то надменное мнѣніе о себѣ, та прельщенность сатаной относительно видимаго благополучія, никакъ не побуждаютъ насъ къ тревогѣ.
      Разъ все потихоньку движется, свѣчки ставимъ, книжки читаемъ, молитвы вычитываемъ, духовно растемъ — чего ж еще шумѣть и копья ломать? И потому на любой евангельскій или святоотеческій упрекъ, съ легкостью отвѣчаемъ, ну мы же не монахи, и сейчасъ не первые вѣка христіанства, къ тому же у насъ есть свои обязанности по отношенію къ ближнимъ… Да мы и такъ живемъ по Евангелію — другимъ не дѣлаемъ того, чего себѣ не желаемъ, не убиваемъ, не воруемъ…
      Но все ж апъ. Іоаннъ призываетъ насъ: «Не любите міра, ни того, что въ мірѣ: кто любитъ міръ, въ томъ нѣтъ любви Отчей. Ибо всё, что въ мірѣ: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть отъ Отца, но отъ міра сего. И міръ проходитъ, и похоть его, а исполняющій волю Божію пребываетъ вовѣкъ». Какъ же намъ, безъ Христа, безъ Его всесильной помощи противостать міру съ его похотью плоти, похотью очей и гордостью житейской? Какъ намъ, безъ Христа, Его Тѣла ломимаго за насъ и Крови за насъ проливаемой, исполнить волю Божію, чтобъ пребывать во вѣкъ? Какъ намъ безъ Христа вести брань съ духами злобы поднебесной? Все это невозможно, дорогіе, если только намъ не удобнѣе фарисейское всеядiе? А потому, потрудимся отвергнуть себя, взять крестъ свой и послѣдовать за Христомъ, ибо иначе мы окажемся съ Его врагами, вѣдь дружба съ міромъ — это вражда противъ Бога!

11 января 2009года/29 декабря 2008 года

  © 2008, протоіерей Георгій Осиповъ





«Предыдущая страница Слѣдующая страница»


Молитвенная помощь
      Просимъ молитвъ нашихъ читателей о здравіи и спасенiи души іеромонаха Митрофана, іеромонаха Варѳоломея, протоіерея Владиміра, іерея Бориса, iерея Алексiя, рабовъ Божiихъ Виктора, Максима, Сергiя, Галины, Елены, Татiаны и всѣхъ Православныхъ Христiанъ.

  Авторъ проекта Викторъ Богучаровъ .

  © 2008, «Бесѣда въ храмѣ» .