О проектѣ Новости Афиша Бесѣда въ храмѣ
• Страница 2 Библiотека Благотворительность Церковная лавка
Ссылки
Электронная почта
| .
|
Разговоръ о восковыхъ свѣчахъ
Когда я готовился писать статью «Церковная свѣча: жертва Богу и жертва храму», то, естественно, посмотрѣлъ кое-что въ Интернетѣ, гдѣ и наткнулся на очень интересный разговоръ въ одномъ изъ форумовъ.
Приведу его здѣсь съ нѣкоторыми сокращеніями, въ оригинальной орѳографіи и пунктуаціи, исправивъ только очевидныя опечатки.
«Восковые свечи
TatianaV от 16-10-2006
И рече Господь Моисею: Ты заповеждъ сыном Израилевым, да возьмут тебе елей от масличия без дрождей [без осадков] чист изжат в светение, да горит светильник всегда. (Исх. 27, 20)
Аще кто, епископ, или пресвитер, вопреки учреждению Господню о жертве, принесет к алтарю иные некоторые вещи, или мед, или млеко, или вместо вина, приготовленный из чего-либо другого напиток, или птицы, или некоторые животные, или овощи, вопреки учреждению, кроме новых класов, или винограда в надлежащее время: да будет извержен от священного чина.
Да не будет же позволено приносить к алтарю что-либо иное, разве елей для лампады [или воск] и фимиам, во время святого приношения. (Апост. правило 3)
Предисловие
Восковые свечи являются таким веществом, без которого ни один христианин в жизни не может обойтись. Между тем много ли найдется таких христиан, которые бы понимали смысл и значение восковых свечей при употреблении их в храмах Божиих и при церковных священнодействиях? А от этого происходит то, что не только прихожане церквей, но и церковные старосты
смотрят на восковые свечи, как на что-нибудь обыкновенное или же на вещество осветительное, не соединяющее с собою другого, более высшего назначения. При покупке свечей они обращают внимание не на материал, из которого они сделаны, а на цену, где она дешевле, не понимая того, что, покупая дешевые свечи, которые горят несравненно скорее, чем чисто восковые, они не только не соблюдают какой-либо
экономии для церквей, а напротив, вводят их в значительные расходы, на восстановление безвременно почерневших иконостасов от копоти свечей с примесью церезина или каких-либо других инородных веществ. Причина такого неведения, мы полагаем, заключается в том, что церковным старостам, большая часть которых состоит из простых сословий, едва ли приходилось читать или слышать, насколько мерзко и богопротивно
возжение в храмах Божиих свечей не чисто восковых. Не понимая достоинства и качеств чисто восковой свечи, они не замечают и тех различий, какие бывают заметны при горении свечей с примесью инородных веществ. Дым и копоть от этих свечей кажется им делом обычным. Чтобы соблазниться на дешевую покупку свечей, простодушным и малосведущим старостам достаточно одного названия, какое свечепромышленники
дают церезину, называя его минеральным, ископаемым или, наконец, древесным воском. Какой грех, рассуждает иной староста, покупать свечи из воска, который добыт из земли или собран с восковых деревьев? Ведь деревянное масло добывается из дерева же и, однако, употребляется в церкви наравне с восковыми свечами... Как ни неправильны эти объяснения, но для малограмотного или вовсе безграмотного старосты они достаточны.
Нам кажется, было бы совсем по-другому, если бы старосты сами знали или доверяли людям более сведующим, что они имеют дело не с древесным или ископаемым воском, а с церезином, происходящим от сгущения нефти, из которой выделывается керосин, и что этим-то керосином в сгущенном виде они и освещают храмы Божии. Тогда, надо полагать, как бы ни были дешевы не чисто восковые свечи, их купил бы разве такой только
староста, в котором нет ни Бога, ни совести, который церковными интересами дорожит только для своих личных, корыстных целей.
Ввиду таких соображений я счел небесполезным собрать из сочинений наших духовных пастырей и архипастырей материалы, относящиеся к вопросу значения и употребления в храмах Божиих чисто восковых свеч, присоединив к ним и свои собственные наблюдения на основании опыта и долговременной практики. Желательно, чтобы изданная в свет настоящая брошюра имела успех в своем
распространении среди церковных старост, церковных причтов и вообще среди всех ревнующих о благолепии храмов Божиих с тем, чтобы общими мерами искоренить то зло, которое с неимоверной силой распространилось в нашей православной Руси во вред отечественной Церкви. (Цитата изъ книги "Восковые свечи и их употребление православными христианами", М. 2003. — "Бесѣда въ храмѣ")
Отшельник от 14-09-2007
Тема поднята уже давно, а ответов или отзывов нет. Странно. Все изложенное очевидно? Возможно Для меня это очень больной вопрос. Я сам свечник, делаю свечи уже более восьми лет — восковые. Отдаю их в несколько Московских храмов. За последнее время потерял два храма. Один из-за указа "брать только Софринские" — под угрозой всевозможных репрессий.»
На другомъ форумѣ iеромонахъ Тихонъ изъ Троицѣ-Сергіевой Лавры прямо сказалъ: А "Софрино" не боитесь?
Вообще-то Святейший в обращении к духовенству просилъ свечи закупать не у частников, а в церковном предприятии "Софрино"
На что достойно отвѣтилъ Православный мірянинъ: Я Бога боюсь.
«Второй из-за цены. Для сравнения моя цена около 380 за кг. (воск покупаю с доставкой в Москву по 190- 210 руб/кг) Цена восковых (?) свечей у "конкурентов" 160-210 руб за кг.
Вопрос: как такое возможно?
В инете нашел следующие рецепты анализов:
ПРОБА БЛЮХНЕРА — основана на различии химических свойств и растворимости парафина и церезина по сравнению с воском. Испытуемый образец кипятят в насыщенном спиртовом растворе гидрооксида калия (КОН). Натуральный воск при этом раствориться полностью, а нерастворимые компоненты фальсифицированного воска (содержащего парафин, церезин или технический воск) всплывут на поверхность раствора в виде застывших капелек и других образований
ПРОБА НА СТЕАРИН — для обнаружения в воске стеарина и канифоли 1г воска несколько минут кипятят в 10гр спирта , охлаждают до 20С, фильтруют и разбавляют водой. Если воск натуральный, то раствор слабо мутный, при содержании примесей — молочно-мутный или с осадком.
ПРОБА НА КАНИФОЛЬ — можно установить , растворяя 1г воска, с одновременным нагреванием в уксусном ангидриде, после охлаждения к раствору прибавляют 1 каплю 63% -ной серной кислоты. При наличии канифоли раствор окрашивается в красный или сине-фиолетовый цвет, а затем становиться желто-коричневым.
Отшельник от 14-09-2007
Продолжение…
Делал анализы свечей по пробе БЛЮХНЕРА, результаты публиковать не буду, вдруг что-то не так сделал, но совесть свою успокоил.
Обидно, что при попытке найти новый сбыт, при назывании цены разговор, сразу заканчивается.
Тяжело...
o.Amvrosy от 14-09-2007
У каждого священника свои поставки и свои мысли об этом.
Отшельник от 14-09-2007
Это безусловно так. Но редко я дохожу до священника, и если я вижу в храме хорошие свечи, я свои не предлагаю. Слава Богу в некоторых храмах еще есть свечи получше моих.
TatianaV от 14-09-2007
Цитата: Отшельник от 14-09-2007
Тема поднята уже давно, а ответов или отзывов нет. Странно.
Печально, что не во всех Храмах есть восковые свечи.., но как говориться со своим уставом в чужой монастырь не ходят...
Что касается лично меня, то покупаю только восковые, так как это приятная Богу жертва, и дома возжигаю только восковые. От парафиновых болит голова. Стараюсь если в храме свечи не из воска на подсвечниках горят, не стоять рядом, запах не приятен, и чадят они, что не говори. Но здесь опять же — кому и что приятно, как говорится на вкус и цвет товарищей нет. А Богу хочется лучшее отдать и это вполне естественно.
o.Amvrosy от 15-09-2007
Не хотел влезать в этот разговор, но приходится. Свеча из воска дорога. А бабушка хочет поставить и Пантелеимону — дочь болеет, и Георгию-Победоносцу — внук в Армии, и Параскеве-мученице — глазки плохо видят, за мужа на канун. Вот и выберай — одна , но восковая, или много, но всем.
Приношение Господу Богу других людей — мы судить не смеем, не фарисеи.
В храме комфорт от запаха свечей... ну ничего не могу сказать... как-то не это мне там нужно.
Приезжают люди богатые — те и ставят толстые и восковые.Но мои прихожанки — не потянут.
Хотя и они Богу отдают не худшее.В принципе, хотелось бы, чтобы все покупали восковые — правильно по всем законам. Но есть еще и жизнь и она вносит свои коррективы. И это очень хорошо понимает самая ругаемая организация — Софрино, и делают свечи и для тех и для других случаев.
TatianaV от 15-09-2007
Интересную информацию нашла в Интернете:
 Кафедральный собор в Малаге (XVI-XVIII век). Электрические свечки зажигаются автоматически, надо только опустить в монетоприемник 20 центов. Зажженная таким образом свечка горит несколько минут, примерно столько же, сколько обычная, восковая. Рядом - такой же стенд, где свечки зажигаются красным огнем, стоит почему-то в два раза дороже. Видимо, VIP.
---------------
Никаких затрат тебе на изготовление и закупку свечей, одна прибыль, грустно... Куда катится мир… Слава Богу в России до такого удешевления еще не дошли.»
----------------
Одинъ извѣстный современный богословъ выступилъ категорически противъ такихъ свѣчей, но аргументировалъ свое непріятіе тѣмъ, что «настроеніе такія свѣчи не создаютъ». Поистинѣ, самый вѣскій аргументъ для богослова. При этомъ, онъ продолжалъ говорить о томъ, что церковная свѣча — это жертва храму.
Если возжиганіе свѣчи — это жертва храму, то какая разница — лишь бы деньги платили. И фотографія лишь позываетъ логическое слѣдствіе такого подслеповато-ущербнаго богословія.
«Что касается разницы стоимости парафиновых и восковых свечей — то здесь все зависит только от желания и возможностей, как поставщиков, так и их оппонентов. Софрино предлагает их по вполне доступным ценам. До потребителя они доходят с такой огромной накруткой, что естественно выбор бабушки — парафиновые свечи. Которые между прочим зачастую стоят по цене восковых, но это сугубо мое мнение. Я лишь написала о том, что во многих храмах нет вообще такового выбора.
Продаются только парафиновые. Именно это то и печально. Покупать же в том же Софрино в розницу и приходить со своими свечами не благословляется. Спаси Господи!
Отшельник от 16-09-2007
«Свеча из воска дорога. А бабушка хочет поставить и Пантелеимону — дочь болеет, и Георгию-Победоносцу — внук в Армии, и Параскеве-мученице — глазки плохо видят, за мужа на канун. Вот и выборай — одна , но восковая, или много, но всем.
Приношение Господу Богу других людей — мы судить не смеем, не фарисеи.
В храме комфорт от запаха свечей... ну ничего не могу сказать... как-то не это мне там нужно.
Приезжают люди богатые — те и ставят толстые и восковые. Но мои прихожанки — не потянут.
Хотя и они Богу отдают не худшее.В принципе, хотелось бы, чтобы все покупали восковые — правильно по всем законам. Но есть еще и жизнь и она вносит свои коррективы. И это очень хорошо понимает самая ругаемая организация — Софрино, и делают свечи и для тех и для других случаев.»
o.Amvrosy
Простите меня батюшка, если скажу, что-то не так.
Свеча не главное подношение Богу и Святым Его. "Жертва Богу дух — сокрушенный, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит."
Батюшка, который благословлял меня, говорил так.
Лучше десятером купить одну восковую свечу, чем каждому покупать по десятку парафиновых.
Когда речь идет о запахе в храме, то стоит воспринимать это не как разговор о благоухании (хотя может и следовало бы) а с точки зрения вреда или пользы для прихожан. По слову настоятеля храма в г Долгопрудном, когда они жгли парафиновые свечи в маленьком деревянном храме, были случаи, когда люди со слабым здоровьем теряли сознание.
Выход из положения есть. Не знаю приемлем ли он в Вашей ситуации, но все же.
1 вариант.
В храме есть и парафиновые, и восковые свечи на выбор.
Парафиновые от 1 до 10 руб.
Восковые от 5 до 200 руб.
2 вариант связан с разницей между закупкой и продажей.
У самой маленькой свечи разница 100% или менее, далее процент увеличивается до ....
Для моих свечей (считаю дорогих) цена продажи от 3 руб за 100-ку до 60 руб.за 10-ку
Еще раз простите, что лезу со своим уставом.
o.Amvrosy от 16-09-2007
Я и не спорю. Насчет свечи в складчину — это общая и у нас такая есть. Но о другом я. Научить людей жить вскладчину - считаю - не самое главное. А потом кто-то пусть поделится опытом.
Еще раз говорю — зря тему затронули — в 90-х она уже звучала. И заметьте, что в основном ее обсуждают — кто? Настоятели храмов не обсуждают. У всех них свой опыт. А в дер. храме можно в обморок упасть и от свечи и от угара, и от отсутствия О2. От жары и т.п.
короче скажем — это достаточно пустой разговор.Кому надо — те имеют свое мнение и делают так как надо.
Изготовители восковых свечей — люди заинтересованные. Есть предложение — продавать их по цене софринских простых. Они сразу же начнут правильно говорить о дороговизне исходников, тяжести ручного труда и т.п. — уже слышал. А могли бы — не говорить, а делать, но не станут. И Софрино не станет.
Так что тема разговора...Жигули плохие, скинемся городам и купим Мерседес, поочереди ездить будем, экологично, красиво и удобно. ...Кабачковая икра — ну, это ... лучше всем объединиться и взять бутербродик с черной — и питательно и витаминов... У нас настоятель — не то что-то, мелковат, неслышно, бородка жидковата, семинарию не кончал. Давайте все объединимся и позовем Святейшего! И благостно и лепотно и спасительно! и я не спорю! Давайте!
Отшельник от 16-09-2007
Разнесли Вы меня батюшка в пух и прах.
В 90-х годах к сожалению я еще свечи не делал (учился в институте, готовился стать нефтяником), потому и тему поддержал только сейчас. Честно говоря боялся я подобной отповеди, хотя и ожидал ее. А что касается остального, приезжайте в гости, да посмотрите что да как.
o.Amvrosy от 16-09-2007
Да чего уж смотреть. Я же тоже не стальной и тоже хотел бы, чтобы были в моем храме только воски, только парча, только лаврский хор, только Палех и сусалка, только святые. Но мы на земле живем.
Отшельник от 16-09-2007
Цитата: o.Amvrosy от 16-09-2007
«Да чего уж смотреть. Я же тоже не стальной и тоже хотел бы, чтобы были в моем храме только воски, только парча, только лаврский хор, только Палех и сусалка, только святые. Но мы на земле живем.»
Да. На земле. И где-то надо провести грань своих возможностей и желаний. Но стремиться к лучшему все же надо (в меру сил).
Про "лаврский хор" скажу только то, что прихожане иной раз поют лучше чем наемные певчие. Да и парча и сусалка, если честно храму ни к чему. Возьмите храм Успения Пресвятой Богородицы на Городке в Звенигороде, Построен он в конце пятнадцатого века, ни золота, ни парчи, а настоятелю — отцу архимандриду Иерониму в ноги пасть готов. А возьмите храм на Воробьевых горах. Блестит все внутри, рюшечки да побрякушечки кругом, а люди....
(Говорю это не осуждая, а лишь констатируя факт. )
o.Amvrosy от 18-09-2007
Хорошо, что Вы пришли к тому же выводу.
Везде свои проблемы и уставы и трудности и радости. У кого-то щи кислые, а у кого жемчуг мелкий.
o.Amvrosy от 11-02-2008
У меня кончился поставщик. у Вас есть возможность нашего снабжения и по каким ценам? Телефончик Ваш?
На этомъ переписка заканчивается, но мнѣ удалось выяснить, что o.Amvrosy у Отшельника свѣчи покупать не сталъ.
А для меня послѣднее сообщеніе въ этой перепискѣ устами o.Amvrosy еще разъ подтвердило, что Господь всегда ясно даетъ понять, какая жертва Ему пріятна... Какія могутъ быть "земныя" разсужденія?
опубликовано 1.06/19.05.2008 года.
Еще по темѣ:
О церковныхъ свѣчахъ, деревянномъ маслѣ и ладанѣ»
Церковная свѣча: жертва Богу и жертва храму»
Восковыя свѣчи»
|