Беседа въ храме

О проектѣ
Новости
Афиша
Бесѣда въ храмѣ
Страница 2
Библiотека
Благотворительность
Церковная лавка
Ссылки
Опросъ


Электронная почта




.

Настоятель и медвѣдь.

Изъ Лѣтописи Хутынскаго монастыря XVII вѣка. (1)

       Главнымъ источникомъ существованія очень бѣднаго Хутынскаго монастыря были хорошія пастбища, пожертвованныя обители сосѣднимъ бояриномъ. Земли тогда у всѣхъ было вдоволь, и иноки долго придумывали, что предпринять имъ относительно этого достоянія, чтобы извлечь наилучшую пользу, и порѣшили завести овецъ. Шерсть съ нихъ давала все нужное обители: и одежду братіи, и доходъ отъ продажи излишковъ.
      Но вотъ въ сосѣднемъ лѣсу поселился медвѣдь и сталъ жестоко обижать бѣдныхъ иноковъ, похищая ихъ овецъ. Не смѣя сами ничего предпринять, послушники-пастухи не разъ докладывали о чинимыхъ медвѣдемъ обидахъ настоятелю. Но старецъ-настоятель почему-то медлилъ съ какимъ-либо рѣшеніемъ насчетъ обидчика, говоря, что, молъ, и медвѣдю надо же что-то ѣсть. А у посл?дняго отъ безнаказанности разрасталась алчность, такъ что на опушкѣ лѣса стали находить уже овецъ не только несъѣденныхъ, но почти и нетронутыхъ, а лишь растерзанныхъ. Снова доложили настоятелю.
      — Э, это уже озорство. Ради потѣхи губить не позволю, — проговорилъ старецъ и, взявъ свой посохъ, пошелъ одинъ въ лѣсъ.
      На слѣдующій день изумленная братія увидѣла своего настоятеля, идущаго изъ лѣса въ монастырь въ сопровожденіи огромнаго упитаннаго медвѣдя. Старецъ вошелъ въ келью, а медвѣдь легъ у крыльца.
      — Отче, что же дѣлать съ медвѣдемъ? — спрашивали келейники настоятеля. — Онъ лежитъ у крыльца и никуда не отходитъ.
      — Не трогайте его, пусть лежитъ. Мы завтра пойдемъ съ нимъ въ Москву на судъ къ Патріарху, — отвѣчалъ настоятель.
      И на слѣдующій день настоятель, дѣйствительно, отправился "пешъ" въ Москву, а за нимъ покорно поплелся и монашескій обидчикъ — медвѣдь. Пришлось, конечно, этимъ странныхъ путникамъ проходить и черезъ многія села и деревни, и вездѣ народъ съ удивленіемъ смотрѣлъ на такое странное явленіе.
      Тогда еще водили по деревняхъ медвѣдей ради потѣхи, но тѣ бывало на цѣпи, съ продернутымъ желѣзныхъ кольцомъ въ носу и заморены, а этотъ шелъ свободно, и такой огромный.
      И то диво, что люди страшились медвѣдя крѣпко, и даже отказывали настоятелю въ ночлегѣ, такъ какъ онъ, боясь, чтобы на улицѣ не убилъ кто-нибудь медвѣдя, просилъ и его впускать куда-нибудь, а животные относились къ страшному звѣрю совершенно спокойно. Собаки даже близко подбѣгали къ нему и обнюхивали его, а пасшійся на пути въ полѣ скотъ при приближеніи настоятеля съ его обидчикомъ лишь подымалъ голову и какъ бы съ любопытствомъ смотрѣлъ на диковинное шествіе, а затѣмъ снова спокойно принимался щипать траву.
      Такъ и добрелъ хутынскiй настоятель со своимъ обидчикомъ въ Москву на Патріаршее подворье. Онъ вошелъ въ покои Патріарха, прося доложить о себѣ, а медвѣдь остался у воротъ.
      Патріархъ принялъ хутынскаго настоятеля.
      — Я къ тебѣ, Святѣйшій отецъ, пришелъ съ жалобой на нашего обидчика, — принимая благословеніе Патріарха, сказалъ настоятель. — Въ сосѣднемъ съ нашей обителью лѣсу поселился медвѣдь и ведетъ себя непотребно — похищаетъ нашихъ овецъ больше, чѣмъ съѣсть можетъ, стало быть, просто ради своей звѣриной страсти потѣшается надъ кроткой Божіей тварью. Этого я стерпѣть не могъ и привелъ его къ твоему Святѣйшеству на судъ.
      — Кого привелъ? — недоумѣвалъ Патріархъ.
      — Да нашего обидчика, владыко.
      — Гдѣ же онъ?
      — У воротъ дожидается твоего суда. Внуши ему, Святѣйшій, что такое поведеніе зазорно для созданія Божія.
      — Братъ, зачѣмъ же ты трудился вести его ко мнѣ, если онъ такъ повинуется тебѣ, что пришелъ за тобою въ Москву? — сказалъ Патріархъ. — Запрети ему самъ.
      — О, нѣтъ, Святѣйшій отецъ. Что же я такое? Нѣтъ, запрети ему ты своими святительскими словами не чинить больше обиды неповинной твари. Скажи ему, что озорничать грѣшно и непотребно.
      Патріархъ вышелъ на крыльцо, а хутынскiй настоятель пошелъ къ воротамъ и черезъ минуту вернулся во дворъ, сопровождаемый своимъ косматымъ обидчикомъ.
      — Вотъ, Святѣйшій отецъ, нашъ обидчикъ, разсуди насъ твоимъ святительскимъ судомъ, — сказалъ настоятель, указывая Патріарху на огромнаго медвѣдя, стоявшаго, смиренно понуривъ голову.
      Подивился Патріархъ такой покорности звѣря и обратился къ нему, какъ къ разумной твари:
      — Хутынскiй настоятель приноситъ жалобу на твое зазорное поведеніе: ты обижаешь бѣдную обитель, похищаешь ея достояніе и позволяешь себѣ озорство, не пристойное никакому созданію Божію. Отнынѣ чтобы ты не смѣлъ трогать монастырскихъ овецъ! Господь силенъ и безъ этого пропитать тебя.
      Судъ кончился. Настоятель поклонился въ ноги Патріарху и повернулъ домой, а за нимъ покорно поплелся и медвѣдь.
      Съ этого времени онъ никогда уже не трогалъ монастырскихъ овецъ и въ случаѣ недостатка въ ѣдѣ смиренно являлся въ ту же обитель, прося пропитаніе, въ которомъ братія и не отказывала ему.

Изъ книги «Об отношении к животным», Издательство Московской Патріархіи, БЛАГО — 1998

–––––––––––––––––––––––
(1) Хутынскiй Спасо-Преображенскій монастырь близъ Новгорода.



«Предыдущая страница. Слѣдующая страница»


Молитвенная помощь
      Просимъ молитвъ нашихъ читателей о здравіи и спасенiи души іеромонаха Митрофана, іеромонаха Варѳоломея, протоіерея Владиміра, іерея Бориса, iерея Алексiя, рабовъ Божiихъ Виктора, Максима, Сергiя, Галины, Елены, Татiаны и всѣхъ Православныхъ Христiанъ.

  Авторъ проекта Викторъ Богучаровъ .

  © 2008–2009, «Бесѣда въ храмѣ» .