Беседа въ храме

О проектѣ
Новости
Афиша
Бесѣда въ храмѣ
Страница 2
Библiотека
Благотворительность
Церковная лавка
Ссылки
Опросъ


Электронная почта




.

Христіанство и демократія.

«Демократія — въ аду, а на небѣ — Царство »
Св. прав. Іоаннъ Кронштадтскій

      Однимъ изъ основныхъ постулатовъ современнаго демократическаго общества является то, что каждый его членъ можетъ добиться въ нёмъ любого положенія, и даже стать первымъ лицомъ въ государствѣ. Если оглянуться на Священную исторію, то мы увидимъ, что впервые сравняться съ Первымъ Лицомъ, или даже стать имъ, предпринялъ попытку самый высшій и могущественный ангелъ по имени Денница. Онъ возгордился своимъ могуществомъ и силою, не захотѣлъ любить Бога и исполнять Его волю, а захотѣлъ самъ стать какъ Богъ. Можно сказать, что первымъ демократомъ во всей вселенной былъ дьяволъ, сатана. Онъ первымъ устроилъ революцію на небѣ и нѣкоторыхъ другихъ ангеловъ увлёкъ за собой, очевидно, идеями равенства и извращённымъ понятіемъ свободы, въ данномъ случаѣ свободы отъ Бога. Демократическое общество удобно для діавола, т.к. развращаетъ человѣка, пріучая его къ выраженію и отстаиванію своей воли, т.е. къ своеволію, тѣмъ самымъ удаляя его отъ Бога. Можно сказать, что современная демократія — это вотчина сатаны, и онъ заинтересованъ въ ея распространеніи. А съ побѣдой демократіи во всёмъ мірѣ можно ожидать и пришествія антихриста, тѣмъ болѣе, что объ этомъ свидѣтельствуютъ нѣкоторые признаки. Во-первыхъ: демократія выступаетъ подъ очень красивыми лозунгами, обѣщая счастье и благоденствіе всему человѣчеству. Во-вторыхъ, въ Священномъ Писаніи есть такія слова: «и онъ сдѣлаетъ то, что всѣмъ малымъ и великимъ, богатымъ и нищимъ, свободнымъ и рабамъ — положено будетъ начертаніе на правую руку ихъ или на чело ихъ, и что никому нельзя будетъ ни покупать, ни продавать, кромѣ того, кто имѣетъ это начертаніе, или имя звѣря, или число имени его» (Отк. 13. 16,17). Уже и сейчасъ всякая не демократическая страна подвергается различнымъ санкціямъ; происходитъ дискриминація во внѣшней торговлѣ. То есть, если государство не отвѣчаетъ демократическимъ требованіямъ, то ни продавать, ни покупать что-либо оно уже не можетъ. Въ-третьихъ, демократія стремится охватить своимъ вліяніемъ всѣ страны, всё человѣчество, тѣмъ самымъ ставъ единственной общечеловѣческой цѣнностью, новымъ міровымъ порядкомъ.
      Давайте разсмотримъ поближе основныя положенія, составляющія ея силу и привлекательность — т.н. демократическія цѣнности.
      Въ первую очередь — это свобода. Безусловно, свобода присуща человѣку, т.к. человѣкъ созданъ по образу Божію, т.е. свободнымъ и разумнымъ. Но что такое свобода? Можно дать такое краткое опредѣленіе, свобода — это возможность совершить что-либо. Всё можетъ, абсолютно нѣтъ ничего невозможнаго только для Бога, поэтому Богъ и есть свобода, причёмъ свобода — абсолютная. «Господь есть Духъ; а гдѣ Духъ Господень, тамъ свобода» (2 Кор. 3.17). А потому достичь свободы человѣкъ можетъ только въ соединеніи съ Богомъ, а значитъ, истинная свобода въ христіанскомъ пониманіи состоитъ въ освобожденіи отъ грѣха, въ духовномъ возрастаніи человѣка.
      А что же такое демократія? Основнымъ постулатомъ демократическаго общества является то, что человѣческая свобода ничѣмъ не можетъ быть ограничена — только свободой другого человѣка. Такой подходъ вовсе исключаетъ нравственную составляющую, понятіе о грѣхѣ. Нравственно всё, что не ущемляетъ свободу другого человѣка, а это ведётъ къ вседозволенности. Отсюда и проистекаютъ въ современномъ обществѣ паденіе нравственности, нигилизмъ, наркоманія и другія негативныя явленія нашей жизни. Въ такой ситуаціи слѣдовало бы чаще вспоминать слова: «всё мнѣ позволительно, но не всё полезно; всё мнѣ позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1-е Кор. 6,12).
      Кромѣ того, переводя свободу изъ духовной въ матеріальную плоскость, въ плоскость физическаго удовлетворенія матеріальныхъ желаній человѣка, демократія лукавитъ. Обѣщаютъ свободу, однако человѣкъ въ силу своей физической природы ограниченъ въ своихъ возможностяхъ. Въ теоретической механикѣ есть такой законъ: чѣмъ больше связей имѣетъ матеріальная точка, тѣмъ меньше степень ея свободы. О какой свободѣ можетъ идти рѣчь, когда человѣкъ тысячами нитей связанъ съ окружающимъ его матеріальнымъ міромъ, съ другими людьми, обществомъ, государствомъ? Въ физическомъ мірѣ истинная свобода человѣка проявляется только въ свободѣ воли, въ его свободномъ выборѣ: либо онъ желаетъ и слѣдуетъ за Богомъ, либо нѣтъ. Если человѣкъ избираетъ Бога и слѣдуетъ за Нимъ, онъ можетъ достигнуть свободы; если нѣтъ, онъ станетъ рабомъ своего тѣла, своихъ многочисленныхъ матеріальныхъ желаній.
      «Обѣщаютъ имъ свободу, будучи сами рабы тлѣнія; ибо кто кѣмъ побѣждёнъ, тотъ тому и рабъ» (2 Пѣт. 2,19). «Откуда у васъ вражды и распри? Не отсюда ли, отъ вожделѣній вашихъ, воюющихъ въ членахъ вашихъ? Желаете — и не имѣете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имѣете, потому что не просите; просите и не получаете; потому что просите не на добро, а чтобы употребить для вашихъ вожделѣній» (Iак. 4,1-3).
      Слѣдующей привлекательной стороной демократіи, вытекающей изъ свободы человѣка, являются декларируемыя ею права человѣка. Право — это реализація свободы на практикѣ, въ жизни человѣка. Дѣйствующая правовая база формируетъ сводъ законовъ и правилъ, по которому живётъ то или иное человѣческое общество. И если право основывается на извращённомъ понятіи свободы, исключающемъ нравственную составляющую, то въ законодательную базу могутъ войти такія нормы, которыя будутъ полностью противорѣчить христіанской морали, христіанскому образу жизни. Это уже наблюдается въ рядѣ западныхъ странъ, гдѣ, напримѣръ, законодательно разрѣшены однополые браки.
      Нѣкоей идеологической основой современной демократіи является либеральный гуманизмъ, въ центрѣ вниманія и постоянной заботы котораго находится человѣкъ. И здѣсь мы наблюдаемъ перекосъ отъ духовной составляющей въ сферу матеріальныхъ интересовъ человѣка. Что самое дорогое есть у человѣка съ точки зрѣнія гуманизма? Конечно, человѣческая жизнь. Отсюда вытекаетъ основная цѣль гуманизма — чтобы человѣкъ жилъ долго, счастливо и въ достаткѣ. Человѣческая смерть — это трагедія, т.к. со смертью теряется центральная составляющая гуманизма — человѣкъ, а слѣдовательно, и самъ смыслъ жизни. Каковы же сопоставимыя цѣнности у христіанства? Безусловно, жизнь — это даръ Божій, но самое цѣнное, что есть у человѣка — его безсмертная душа. Хорошо, если человѣкъ будетъ жить долго, счастливо и въ достаткѣ, но главное, чтобы онъ духовно возрасталъ, стремился къ Богу, и когда настанетъ его смертный часъ, человѣкъ былъ бы готовъ къ встрѣчѣ съ Нимъ. А смерть — это не трагедія, это не конецъ, а начало новой вѣчной жизни.
      Опасность демократіи — вообще и гуманизма — въ частности въ томъ и состоитъ, что путёмъ введенія ложныхъ цѣнностей они незамѣтно удаляютъ человѣка отъ Бога, что можетъ привести въ конечномъ итогѣ къ его духовной смерти, а это уже дѣйствительно трагедія. Если бы человѣкъ не отходилъ отъ Бога и не забывалъ его заповѣдей: «возлюби Господа Бога твоего всѣмъ сердцемъ твоимъ, и всею душею твоею, и всѣмъ разумѣніемъ твоимъ», и «возлюби ближняго твоего какъ самаго себя» (Мѳ. 22.37,39), то не нужно было бы выдумывать никакого гуманизма. Ибо, по слову святителя Тихона Задонскаго: «любовь соединяетъ людей; она не смотритъ на лица, не разбираетъ чина и родства, близости и дальности, пріязни и непріязни; не спрашиваетъ, кто онъ есть — братъ или не братъ, сродникъ или не сродникъ, соотечественникъ или иноземецъ, пріятель или непріятель, добрый или злой, — кто требуетъ любви плода; тому являетъ дѣйствіе теплоты своей, кто хочетъ и требуетъ того; тотъ ей сродникъ, кто бѣденъ; тамъ она близко приступаетъ, гдѣ нужда».
      Обратимся теперь къ историческому опыту, къ Греціи, — родинѣ демократіи. Основываясь на изученіи общественной жизни того времени, можно сдѣлать выводъ: истинная демократія, что означаетъ власть народа, можетъ быть только въ небольшихъ сообществахъ людей, когда всѣ его члены, обладающіе правомъ голоса, могутъ одновременно участвовать въ работѣ единственнаго органа власти — народномъ собраніи. Въ этомъ случаѣ народъ и есть власть, и именно народное собраніе рѣшаетъ, какъ жить, что дѣлать, воевать или нѣтъ, назначаетъ на должности руководителей, которые занимаются рѣшеніемъ текущихъ задачъ. Современная демократія является представительской, когда путёмъ голосованія избирается небольшая группа людей (парламентъ), которая и осуществляетъ властныя функціи по своему усмотрѣнію. Народъ делегируетъ ей своё право власти, делегируетъ — значитъ, отдаётъ, а разъ ты что-то отдалъ, то этого у тебя уже нѣтъ. Фактически при современной демократіи власти у народа нѣтъ, онъ отдаётъ ея отдѣльнымъ лицамъ, своимъ избранникамъ.
      Въ заключеніе хочется сказать: между христіанствомъ и демократіей, а точнѣе между либеральнымъ гуманизмомъ (идеологической основой демократіи) и христіанствомъ ещё меньше общаго, чѣмъ между древнегреческой демократіей и демократіей раннихъ христіанскихъ общинъ. При внѣшней схожести цѣли: помочь человѣку стать лучше — христіанство и демократія по-разному подходятъ къ рѣшенію этой задачи. Кромѣ того, на нашихъ глазахъ демократическая идеологія всё больше превращается въ новую, универсальную религію, устанавливая свои стандарты для всѣхъ странъ и народовъ. Центральное мѣсто въ этой идеологіи, вмѣсто поклоненія Богу, занимаетъ поклоненіе человѣку. Поэтому сейчасъ передъ каждымъ вѣрующимъ стоитъ трудная задача: устоять передъ многочисленными искушеніями современной жизни, не обольщаться и всегда помнить, что, или точнѣе, кто стоитъ за этой красивой вывѣской, называемой демократіей.

©Кучеренко Валентинъ Николаевичъ, пос. Мурмино Рязанской обл.

(статья публикуется съ разрѣшенія автора)

29/16 Сентября 2008 года

Статья этого же автора: О любви къ самому себѣ. >>
Статьи на эту же тѣму:
Священнослужители о демократіи >>
О выборахъ .>>





«Предыдущая страница


Молитвенная помощь
      Просимъ молитвъ нашихъ читателей о здравіи и спасенiи души іеромонаха Митрофана, іеромонаха Варѳоломея, протоіерея Владиміра, іерея Бориса, iерея Алексiя, рабовъ Божiихъ Виктора, Максима, Сергiя, Галины, Елены, Татiаны и всѣхъ Православныхъ Христiанъ.

  Авторъ проекта Викторъ Богучаровъ .

  © 2008–2009, «Бесѣда въ храмѣ» .