Беседа въ храме

О проектѣ
Новости
Афиша
Бесѣда въ храмѣ
Страница 2
Библiотека
Благотворительность
Церковная лавка
Ссылки


Электронная почта




.

Бесѣда въ храмѣ » Рубрикаторъ » Разсказы и проповѣди священниковъ » Архимандритъ Рафаилъ (Карелинъ) «О догматахъ и традиціи».

Архимандритъ Рафаилъ (Карелинъ) «О догматахъ и традиціи».

Вмѣсто предисловія отъ сайта «Бесѣда въ храмѣ» (въ современной орѳографіи):


      Митрополит Кирилл ответил тем, кто озабочен «так называемыми совместными богослужениями» с инославными.

      Москва, 19 октября н.с. 2007 года, Благовест-инфо. Своими мыслями о том, как следует в современных условиях трактовать православный канон о запрете молитвенного общения с инославными, поделился митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), выступая 16 ноября на круглом столе «Церковно-практические аспекты православной сакраментологии», который состоялся в рамках V Международной богословской конференции Русской Православной Церкви. Реплика главы ОВЦС о молитве с инославными прозвучала в контексте обсуждения проблемы присоединения инославных к православию и была вызвана той «озабоченностью, которая высказывается людьми в отношении так называемых совместных богослужений». Напомним, что эту «озабоченность» проявили некоторые группы православных после пребывания Патриарха Алексия II в парижском соборе Нотр Дам в октябре этого года.
      Митрополит Кирилл уверен, что канон о запрете молитвенного общения «с так называемыми еретиками» — это «очень правильный канон, его ни в коем случае нельзя редуцировать, снимать с повестки дня». Иерарх разъяснил, что главная цель этого канона в том, что он «предотвращает разрушение Церкви». «Цель канона в том, чтобы избежать мимикрии. Раскол всегда мимикрирует под истинную Церковь, а если люди молятся вместе, создается иллюзия единства. Для того чтобы ясно сказать, что раскол губителен, с раскольниками и еретиками не молились и не молятся. Именно путем канона нужно изолировать эту опасную для единства Церкви группу от церковного общения». И сейчас данный канон не утратил своей важности, например, он «в полной мере работает по отношению к раскольникам на Украине».
      Однако это же канон, по мнению митрополита Кирилла, «не работает» в «современной межхристианской ситуации», т.к. угроза для единства Церкви здесь отсутствует. «Допустим, отношения Православных Церквей и Католической, Православных Церквей и протестантских Церквей на уровне международных организаций полностью исключают эту опасность, потому что ни о какой мимикрии речь не идет. И опасность того, что совместная молитва, скажем, произнесение «Отче наш» (я не говорю о совместном богослужении), что это подорвет единство Церкви — эта опасность не работает сейчас. Поэтому люди собираются и говорят: «Давайте вместе помолимся», но не для того, чтобы ввести кого-то в заблуждение и оторвать чад, а для того, чтобы помолиться вместе о своих грехах, о том, например, что мы до сих пор разделены», — объяснил председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС).

      Благовест-инфо.
19.11.2007 новаго стиля 09:23


«О догматахъ и традиціи».

      Одинъ изъ главныхъ методовъ, постоянно употребляемыхъ модернистами, для осуществленія ихъ завѣтной цѣли — реформаціи Православія — состоитъ въ томъ, чтобы замѣнить понятія догматовъ частными мнѣніями и теологуменами, то есть сдѣлать терминологическую перетасовку, и въ этой создавшейся путаницѣ проводить нужныя для нихъ идеи, то есть ловить рыбу въ мутной водѣ.
      Догматъ — это богооткровенная истина о Божествѣ, Его свойствахъ и дѣйствіяхъ въ мірѣ. Умозрительная истина необходима для вѣчнаго спасенія, и поэтому необходима для всѣхъ православныхъ христіанъ. Церковь опредѣляетъ догматы; но Церковь — не эволюціонирующій организмъ, а духовное пламя и свѣтъ Пятидесятницы. Одно изъ свойствъ Церкви — самотождественность въ Духѣ Святомъ. Она не сочиняетъ, не изобрѣтаетъ, не открываетъ новыхъ догматовъ, а выводитъ ихъ изъ Священнаго Писанія и Священнаго Преданія, раскрываетъ ихъ, даетъ имъ твердую словесную формулировку, и утверждаетъ постановленіями (оросами) соборовъ, рецептированныхъ общимъ признаніемъ всего церковнаго народа — іерархіи и мірянъ. Догматы — это кристаллизація того, во что Церковь вѣрила вездѣ и во всѣ времена.
      Надо сказать, что терминъ «догматъ» существовалъ въ античной философіи и означалъ фундаментальные постулаты, базовую основу, главные идеи и принципы философскихъ школъ и системъ. Въ политикѣ и юстиціи догматомъ назывались основные законы государства, а также постановленія правительства въ чрезвычайныхъ ситуаціяхъ, которые должны быть исполненными всѣми гражданами подъ угрозой суроваго наказанія.
      Частныя богословскія мнѣнія и теологумены почти синонимическія понятія съ той разницей, что теологуменъ это мнѣніе, основанное на высказыванія одного или нѣсколькихъ отцовъ, вопреки большинству; а частное мнѣніе это размышленіе, которое можетъ обойтись безъ какихъ либо ссылокъ, и, такъ сказать, происходитъ само изъ себя: это растеніе, которое выросло изъ черепной коробки оригинальнаго мыслителя.
      Частныя мнѣнія не подтверждены голосомъ Церкви и поэтому представляютъ собой опасныя догадки, съ высокой возможностью ошибокъ; а если онѣ осуждены Церковью, то приближаются и смыкаются съ ересью.
      Мнѣніе (докса) отличается отъ догмата тѣмъ, что представляетъ собой плодъ субъективнаго изслѣдованія богословскихъ проблемъ и личной интерпретаціи божественнаго Откровенія безъ оріентира на святоотеческую экзегетику. Какъ бы правдоподобнымъ не казалось частное мнѣніе, какое бы авторитетное лицо не высказывало его, оно не можетъ служить основой или образцомъ вѣры; на немъ нельзя строить богословскія доказательства: въ этомъ случаѣ оно приходитъ въ противорѣчіе съ главнымъ принципомъ церковнаго сознанія, а именно съ принципомъ соборности, какъ условіемъ для храненія истины.
      Въ тѣхъ случаяхъ, когда въ церковныхъ оросахъ и вѣроисповедальныхъ книгахъ трудно найти отвѣтъ на поставленную проблему, то слѣдуетъ оріентироваться голосомъ большинства отцовъ, по принципу консенсуса (согласія).
      Въ первые вѣка было распространено множество апокрифовъ, сочиненныхъ еретиками, и только Церковь могла отличить истинныя Евангелія отъ подложныхъ и тѣмъ самымъ сохранить въ чистотѣ Православіе. Въ нѣкоторыхъ концепціяхъ въ настоящее время у современныхъ модернистовъ отражены апокрифическія ученія и апокатастатическiя чаянія, напримѣръ, ученіе профессора Осипова о церкви въ аду перекликается съ апокрифомъ "Хожденія Богородицы по мукамъ" и является по сравненію съ нимъ болѣе радикальнымъ оригенизмомъ.
      Теперь остановимся на главныхъ признакахъ догмата.
      1. Богооткровенность. Каждый догматъ основанъ на свидѣтельствахъ Священнаго Писанія и Священнаго Преданія.
      2. Церковность. Признаніе догмата Вселенской Церковью.
      3. Обязательность догмата для всѣхъ вѣрующихъ. Догматъ является какъ содержаніемъ православнаго ученія, такъ и непремѣннымъ условіемъ принадлежности къ Православной Церкви. Такимъ образомъ, догматъ служитъ оградой, раздѣляющей православныхъ отъ неправославныхъ. Люди, не исповѣдующіе церковные догматы и не вѣрующіе въ нихъ, уже отпадаютъ отъ христіанства, даже если формально принадлежатъ къ нему. Такимъ образомъ, догматы являются критеріемъ нашей вѣры.
      Догматы неразрывно связаны съ заповѣдями Священнаго Писанія, которыя можно назвать "нравственными догматами". Черезъ исполненіе заповѣдей человѣкъ начинаетъ воспринимать догматы не какъ вѣроисповедальныя формулы, но как силу и свет, преобразующие душу. Он чувствует, что догматическая истина — это жизнь его духа и неоскудевающiй источникъ благодати; а ложные догматы — это мракъ и смерть души.
      Модернисты выдаютъ свои частныя мнѣнія, противорѣчащія Священному Преданію и церковной традиціи, за ученіе Церкви. Эти люди, отличающiеся смѣлой изобрѣтательностью и бойкимъ языкомъ, проповѣдаютъ то, чему никогда не учила Церковь.
      Понятія «преданіе» и «традиція» близки другъ къ другу и происходятъ отъ одного корня. Но преданіе болѣе цѣлостное и всеохватывающее понятіе, относящееся главнымъ образомъ къ содержанію, по сравненію съ которымъ традиція имѣетъ болѣе конкретный и частный характеръ. Во многихъ случаяхъ преданіе и традиція становятся синонимами, замѣщающими другъ друга.
      Традиція это коммуникативное средство, которое включаетъ въ себя преемственность, сохраненіе и передачу знаній. Традицію можно сравнить съ русломъ рѣки, а преданіе — съ ея потокомъ. Какъ волны текутъ отъ истока до устья рѣки, но потокъ остается однимъ и тѣмъ же, — такъ преданіе, охраняемое традиціей, проходитъ черезъ вѣка и тысячелѣтія, оставаясь единымъ въ хроносѣ.
      Традиція это не только сумма знаній; это отношеніе человѣка къ знаніямъ, это направленность его воли, это одна изъ основъ его ментальныхъ установокъ, это шкала цѣнностей, по которой человѣкъ опредѣляетъ свои поступки.
      Творенія святыхъ отцовъ многогранны и разнообразны. Но ихъ объединяетъ одинъ духъ, одно преданіе, одна традиція, одно поле божественнаго Логоса, озаряемое вѣчнымъ свѣтомъ. Поэтому, чтобы правильно понять творенія святыхъ отцовъ, нужно находиться въ одной традиціи съ ними.
      Въ протестантскихъ деноминаціяхъ ведется кропотливая патрологическая работа, но тамъ разрушено преданіе, отвергнута традиція, и поэтому потерянъ ключъ къ пониманію святыхъ отцовъ. Ихъ патрологическія изслѣдованія пропитаны духомъ субъективизма, раціонализма и скептицизма, которыя переходятъ въ псевдонаучный нигилизмъ.
      Протестантизмъ начался съ призыва разрушить форму ради свободы духа, а кончился разрушеніемъ самаго духа, потерей объективныхъ оріентировъ и гностической слѣпотой. Это грозное предупрежденіе для насъ…

Архимандритъ Рафаилъ (Карелинъ)

Публикацiя по материаламъ офицiальнаго сайта архимандрита Рафаила (Карелина).

опубликовано въ день празднованiя Перенесенія мощей благов. вел. князя Александра Невскаго, въ схимѣ Алексія 12 сентября/30 августа 2009 года.



«Предыдущая страница Въ оглавленiе Слѣдующая страница»


Система Orphus


Молитвенная помощь
      Просимъ молитвъ нашихъ читателей о здравіи и спасенiи души іеромонаха Митрофана, іеромонаха Варѳоломея, протоіерея Владиміра, іерея Бориса, iерея Алексiя, рабовъ Божiихъ Виктора, Максима, Сергiя, Галины, Елены, Татiаны и всѣхъ Православныхъ Христiанъ.

  Авторъ проекта Викторъ Богучаровъ .

  © 2008–2010, «Бесѣда въ храмѣ» .