Беседа въ храме

О проектѣ
Новости
Афиша
Бесѣда въ храмѣ
Страница 2
Библiотека
Благотворительность
Церковная лавка
Ссылки


Электронная почта




.

Бесѣда въ храмѣ » Рубрикаторъ » Разсказы и проповѣди священниковъ » Начало.

Начало.

      Помню годы своего неофитства. Хорошее было время. Я только только пришёлъ въ Церковь. Удивительное дѣло, какъ тогда всё легко давалось. Какія-то трудности на работѣ, помолись, и всё наладится. Что? Автобусъ не ходитъ? Помолись, и онъ никуда не дѣнется, придётъ. Вообще проблемъ нѣтъ, всё разрѣшается, словно по мановенію волшебной палочки. Неофитъ купается во вниманіи къ нему небесныхъ силъ, его жизнь полна радостныхъ міроощущеній. Это потомъ наступаютъ отрезвляющія будни, которыя поэтъ сравнивалъ съ тоннами руды, изъ которыхъ добываются граммы полезныхъ результатовъ.
      У неофитовъ всё просто. Порой складывается впечатлѣніе, что твой ангелъ, словно на цѣпь деревенскаго колодца вмѣсто ведра посадилъ бѣсёнка, что мѣшалъ тебѣ жить, и примоталъ его къ самой рукояткѣ. Жизнь твоя наполняется энергіей. Тебѣ хочется молиться безъ остановокъ, перечитать всю аскетическую литературу, вызубрить наизусть слова Священнаго Писанія. Это такую духовную конфетку тебѣ въ ротикъ положили. Охъ, какъ вкусно!
      Но на однѣхъ вкусняшкахъ далеко не уѣдешь, и ручка колодца постепенно раскручивается, и врагъ на цѣпи, словно злой пёсъ, приближается къ тебѣ. И начинается борьба, ибо цѣну имѣетъ только результатъ побѣды, результатъ преодолѣнія. Конфетки, даваемыя намъ авансомъ, въ счётъ не идутъ, а вотъ тѣ, хоть и малые честно заработанные граммы, становится твоимъ сокровищемъ, которое не отнимается и слѣдуетъ за тобой въ вѣчность. Только они имѣютъ цѣнность въ глазахъ Неба.
      Замѣчу о цѣпи, она никогда не будетъ раскручена полностью. На высокомъ уровнѣ борьбы ты можешь почувствовать, даже запахъ изъ пасти врага, но никогда Богъ не позволитъ ему вцѣпиться тебѣ въ горло.
      Помню, какъ попала тогда мнѣ въ руки книжка «Откровенные разсказы странника своему духовному отцу». Прочиталъ ея и восхитился, оказывается, такъ просто стать святымъ: повторяй себѣ Іисусову молитву съ утра до вечера и «небо у тебя въ карманѣ». Слѣдуя логикѣ, для того, чтобы стать настоящимъ православнымъ, необходимы чётки, разъ, и монастырь, два. Съ чётками въ тѣ годы было сложно, и я по началу приспособилъ для этихъ цѣлей цѣпочку отъ крышки для ванной, она состояла изъ множества маленькихъ шариковъ, но правда не соединялась въ кольцо. А вотъ съ монастырёмъ дѣло обстояло сложнѣе, у меня вѣдь жена съ ребёнкомъ.
      Но духовные подвиги манили, какъ запахъ жареной картошки. Почиталъ про Серафимушку, какъ всё ему легко давалось, кушалъ себѣ травку «сныть» и капустку, и вотъ, онъ уже чудотворецъ. Да и преподобный Сергій чуть ли не черезъ три года какъ въ лѣсъ ушёлъ, уже братію собиралъ. Всего-то три года, и ты на конѣ.
      Но жена и ребёнокъ встали стѣной на пути моего спасенія.
      Помню, какъ нѣсколько мѣсяцевъ подрядъ, ложась спать, вздыхалъ глубокимъ трагическимъ вздохомъ: «Эхъ, плакала моя святость». Наконецъ, женѣ всё это надоѣло, и однажды она мнѣ предложила: «ну ужъ, если тебѣ такъ приспичило, поѣзжай, поживи въ монастырѣ, и если твои мечты совпадутъ съ реальностью, то я не буду тебя удерживать, иди, спасайся».
      Понятное дѣло, что я сразу же сталъ её успокаивать, вовсе, молъ, и не собираюсь я ни въ какой монастырь, но гдѣ-то тамъ, въ глубинѣ, у меня возликовало, что если я скажу «да», то меня держать не будутъ.
      Сотнями, а потомъ и тысячами, повторялъ про себя краткую молитву, очень скоро она стала постоянно крутиться у меня въ головѣ. Я ѣлъ, пилъ, разговаривалъ съ людьми, даже могъ смотрѣть фильмъ по телевизору, а въ головѣ независимо отъ всего постоянно шёлъ процессъ. Однажды ѣду въ электричкѣ, передъ моими глазами бирка съ номеромъ вагона, въ которомъ ѣду. Всё молюсь, молюсь, а потомъ думаю: «дай-ка прислушаюсь, что я тамъ повторяю». И оказалось, что гоняю въ своей головѣ этотъ самый номеръ вагона, въ которомъ ѣду. Причёмъ съ такимъ же успѣхомъ это могъ быть и обрывокъ случайно услышанной фразы или объявленіе по радіо. Ничего себѣ, я то думалъ, что уже Іисусову освоилъ, а оказывается моя «молитва» превратилась въ нѣкую форму навязчивости, и я вовсе и не молитвенникъ, а попугай. Какъ важно, оказывается вниманіе.
      Однажды со мной произошло событіе, на которое у меня и сегодня нѣтъ однозначнаго отвѣта. Какъ-то, передъ ночной смѣной, просматривалъ слово объ Іисусовой молитвѣ преподобнаго Паисiя Величковского. Онъ писалъ о степени постиженія молитвы, которая входитъ человѣку въ сердцѣ и становится фономъ его сердечнаго біенія и дыханія. Я, уже будучи, «опытнымъ» дѣлателемъ усомнился: «какъ такое можетъ быть? Что-то не то пишетъ святой человѣкъ». Потомъ отложилъ книжку и задремалъ на часокъ передъ работой. И вотъ, повѣрите, просыпаюсь, а у меня идётъ процессъ молитвы въ сердцѣ и параллельно съ дыханіемъ. Это было потрясающе. Сейчасъ я уже не смогу описать подробно то состояніе, давно дѣло было. Сначала обрадовался. Ещё бы. До такой степени въ молитвѣ, даже изъ монаховъ доходятъ единицы, а у меня процессъ шёлъ самъ собой безъ всякаго усилія. Мнѣ было очень легко и радостно творить молитву. Въ тѣ дни я повторялъ не болѣе ста молитвъ, съ максимальнымъ, какъ могъ, вниманіемъ, но черезъ краткое время въ сердцѣ пришла боль. Какъ только начинаю молиться, болитъ сердце. Мнѣ стало страшно, будь бы у меня опытный духовникъ, онъ бы навѣрно наставилъ меня на правильный путь, но духовника не было.
      Боль въ сердцѣ всё нарастала, и мнѣ пришлось полностью отказаться отъ практики краткой молитвы. Я не понималъ, что процессъ усвоенія Іисусовой долженъ идти параллельно съ очищеніемъ сердца и души, а такъ, въ нечистотѣ, молитва разрывала мнѣ сердце. И я сталъ молить Бога о томъ, что бы Онъ отнялъ у меня даръ, который я получилъ навѣрно въ посрамленіе своихъ сомнѣній. И Богъ меня услышалъ, правда, еще съ полгода я могъ по своему желанію возобновить этотъ процессъ, и боль было уже не та. Сейчасъ я ужъ забылъ то состояніе, и боли нѣтъ, а вспоминаю съ сожалѣніемъ, какъ о чёмъ-то такомъ высокомъ, и упущенномъ навсегда. Сегодня безъ духовника даже не пытаюсь повторить тотъ опытъ, боюсь, да уже и не дерзаю.
      Въ скорости разрѣшилась и проблема съ чётками. Пріѣхали мы семьёй къ моимъ родителямъ въ Бѣлоруссію, и, гуляя по родному городу, зашли въ древній іезуитскій фарный костёлъ. Красивѣйшее зданіе, строилось, чуть ли не два вѣка, одинъ алтарь чего стоитъ, его часами можно разсматривать, и оторваться невозможно. Мы любимъ посидѣть въ костёлѣ на старинныхъ скамьяхъ, помолчать, мыслями переносясь въ средневѣковую Европу.
      Сидимъ мы съ женой, и вдругъ, я замѣчаю на гвоздикѣ, недалеко отъ нашей лавки висятъ католическіе чётки, «ружанецъ», или «розарій» изъ пятидесяти трёхъ камней-бусинъ. Я такихъ чётокъ больше никогда и нигдѣ не видѣлъ. Бусины чётокъ изъ граненыхъ топазовъ и чёрнаго агата, всѣ металлическія детали изъ стариннаго золота 99-й пробы, а само распятіе, прикрѣплённое къ большому золотому кресту, изъ бѣлаго металла, видимо платина.
      «Смотри, — показываю супругѣ на чётки, — мои висятъ». «Съ чего ты взялъ, что это твои»? — резонно поинтересовалась она. «Ну, ты же знаешь, что я ищу чётки, вотъ Богъ мнѣ ихъ и послалъ». Моя жена изъ «бывшихъ», знаетъ цѣну драгоцѣнностямъ. «Если бы это было отъ Бога, то чётки были бы скромнѣе, а здѣсь на гвоздикѣ «Жигули» висятъ, если не больше, 18 вѣкъ.
      А потомъ, подумай, вѣдь кто-то ихъ обронилъ, а кто-то поднялъ и на гвоздикъ повѣсилъ. И это, замѣть, навѣрняка сдѣлалъ католикъ. Ты всё повторяешь, что мы православные, болѣе духовны, и вотъ тебм картинка: православный «подвижникъ» зашёлъ въ храмъ къ католикамъ и стащилъ у нихъ драгоцѣнныя чётки. Какъ-то некрасиво всё это выглядитъ». Замѣчаніе супруги меня отрезвило. И дѣйствительно, въ подтвержденіе ея словъ въ тотъ же день Господь осчастливилъ меня цѣлой парой весёленькихъ чётокъ изъ зелёныхъ и голубыхъ пластмассовыхъ бусинокъ.
      Вернувшись домой, я всё-таки съѣздилъ въ монастырь на развѣдку. Поговорить съ отцами, посовѣтоваться о духовномъ дѣланіи. Въ монастырѣ я быстро сошёлся съ однимъ іеромонахомъ изъ вдовыхъ священниковъ, моимъ ровесникомъ. Онъ взялъ меня съ собой послужить въ одинъ изъ приписныхъ приходовъ, относящихся къ ихъ монастырю. Я собирался причащаться и ждалъ своей очереди на исповѣдь, мнѣ не было резона спѣшить, потому къ аналою подошелъ послѣднимъ уже часамъ къ одиннадцати вечера. Каюсь батюшкѣ, молъ, въ томъ и томъ грѣшенъ, и вотъ, кромѣ всего прочаго, люблю своими зелёными чётками невзначай похвалиться. И о своихъ тысячахъ Іисусовой молитвы разсказалъ, и о мечтѣ монашеской жизни.
      Священникъ меня внимательно выслушалъ, а потомъ спрашиваетъ: «А тебѣ кто, вообще, благословилъ чётки? И Іисусову творить тысячами кто разрѣшилъ»? Здѣсь-то я и услышалъ, что, оказывается, въ Церкви бываетъ такое слово «благословилъ», или «разрѣшилъ».
      «Слушай, — продолжаетъ, монахъ, — вы какъ съ матушкой живёте? Ругаетесь»?
      «Нѣтъ», — отвѣчаю.
      «Можетъ, она тебѣ измѣняетъ»?
      «Нѣтъ».
      «А дѣти есть»?
      «Дочь».
      «Такъ я понимаю, что вы, между собой хорошо живёте»?
      «Душа въ душу».
      «Такъ чего ты тутъ у насъ въ монастырѣ забылъ? — потомъ, помолчавъ, продолжилъ, — У тебя въ арміи какое было званіе»?
      «Капитанъ».
      «А у меня сейчасъ въ соотвѣтствіи съ Петровской табелью о рангахъ — подполковникъ. Такъ что, господинъ капитанъ, слушай мою команду. Завтра причащаешься и домой къ женѣ и дочери, шагомъ маршъ. И выброси всякую дурь изъ головы. Понялъ»?
      «Такъ точно».
      Утромъ я возвращался домой, духовно повзрослѣвшій и отрезвѣвшій.
      Вотъ такъ Церковь и не получила въ моёмъ лицѣ «подвижника исихаста». А какъ всё хорошо начиналось: одна тысяча Іисусовыхъ въ день, двѣ тысячи Іисусовыхъ….

О. Александръ Дьяченко

опубликовано 1 iюня/19 мая 2009 годъ.



2

Слѣдующая страница»


Молитвенная помощь
      Просимъ молитвъ нашихъ читателей о здравіи и спасенiи души іеромонаха Митрофана, іеромонаха Варѳоломея, протоіерея Владиміра, іерея Бориса, iерея Алексiя, рабовъ Божiихъ Виктора, Максима, Сергiя, Галины, Елены, Татiаны и всѣхъ Православныхъ Христiанъ.

  Авторъ проекта Викторъ Богучаровъ .

  © 2008–2010, «Бесѣда въ храмѣ» .