Беседа въ храме

О проектѣ
Новости
Афиша
Бесѣда въ храмѣ
Страница 2
Библiотека
Благотворительность
Церковная лавка
Ссылки


Электронная почта




.

Старецъ Паисiй Святогорецъ. «Сейчасъ война, духовная война...» (2)

Старецъ Паисiй Святогорецъ въ дороге

Кто идётъ низко, идётъ увѣренно…
      Цѣль въ томъ, чтобы православно жить, а не просто православно говорить или писать. Если у проповѣдника нѣтъ личнаго опыта, то его проповѣдь не доходитъ до сердца, не измѣняетъ людей. Православно думать — легко, но для того, чтобы православно жить, необходимъ трудъ.
      Сейчасъ Богъ терпитъ то, что происходитъ. Терпитъ для того, чтобы злой человѣкъ не смогъ оправдаться. Богъ ждетъ отъ насъ терпѣнія, молитвы, борьбы. Гнѣваться, когда обижаютъ тебя самого — это гнѣвъ нечистый. А вотъ если кто-то страдаетъ за святыню, то это значитъ, что у него есть ревность по Богу. Есть праведное, по Богу, негодованіе, и только такое негодованіе оправдано въ человѣкѣ.
      Негоже ругаться за себя самого. Другое дѣло — противостать обидчикамъ, чтобы защитить серьезныя духовныя вопросы, когда дѣло касается нашей святой вѣры, Православія. Это твой долгъ. Думать о другихъ и противодѣйствовать хульникамъ для того, чтобы защитить ближняго — это чисто, потому что это совершается отъ любви.

* * *
      Зло находится внутри насъ. У насъ нѣтъ любви, поэтому мы не чувствуемъ всѣхъ людей своими братьями и соблазняемся ихъ грѣховной жизнью. Но это неправильно, когда нравственныя паденія становятся извѣстны всѣмъ.
      Евангельское изрѣченіе «повеждь Церкви» (Мѳ. 18,17) не означаетъ, что все должно становится всѣмъ извѣстнымъ. Предавая огласкѣ какое-нибудь нравственное прегрѣшеніе нашего брата, мы оповѣщаемъ о немъ враговъ Церкви и даемъ имъ поводъ усилить противъ Нея войну. И такимъ образомъ въ слабыхъ душахъ колеблется вѣра.
      Если ты хочешь помочь Церкви, то старайся лучше исправить себя, а не другихъ. Если ты исправишь самого себя, исправится частичка Церкви. Если бы такъ поступали всѣ, то Церковь была приведена бы въ полный порядокъ. Но люди сегодня занимаются чѣмъ угодно, кромѣ самихъ себя, потому что учить другихъ легко, а для того, чтобы заниматься самимъ собой нуженъ трудъ.

* * *
      Если мы обличаемъ кого-то отъ любви, съ болью, то независимо отъ того, понимаетъ онъ нашу любовь или нѣтъ, въ его сердцѣ происходитъ измѣненіе. А обличеніе безъ любви, съ пристрастіемъ, дѣлаетъ обличаемаго звѣремъ, потому что наша злоба, ударяя въ его эгоизмъ, высѣкаетъ искры, какъ сталь въ зажигалкѣ высѣкаетъ искры изъ кремня.
      Если мы терпимъ нашего брата отъ любви, то онъ почувствуетъ это. Но и нашу злобу тоже чувствуетъ, даже если она внутренняя и никакъ не выражается внѣшне. Потому что наша злоба вызываетъ въ немъ тревогу. Надо всегда спрашивать себя: "Для чего я хочу сказать это? Что мною движетъ? Больно ли мнѣ за ближняго или же я хочу показать себя хорошимъ, покрасоваться?". Если кто-то старается якобы по-православному упорядочить церковныя проблемы, а на самомъ дѣлѣ онъ имѣетъ въ виду личную выгоду, то какъ такой человѣкъ можетъ стяжать благословеніе Божіе?

* * *
      Сладкія слова и великія истины имѣютъ цѣну тогда, когда исходятъ изъ правдивыхъ устъ. Онѣ находятъ почву только въ людяхъ, имѣющихъ доброе произволеніе и чистый умъ.
      Истина, используемая безъ разсужденія, можетъ совершить преступленія. Тотъ, кто имѣетъ искренность безъ разсужденія, можетъ совершить двойное зло: сперва себѣ, а потомъ другимъ. Потому что въ такой искренности нѣтъ состраданія… Христіанинъ не долженъ быть фанатикомъ, ему надо имѣть любовь ко всѣмъ людямъ. Кто безъ разсужденія кидается словами, пусть даже и правильными, тотъ дѣлаетъ зло.
      Благоговѣніе — это хорошо, расположеніе къ добру — тоже хорошо, но необходимо еще духовное разсужденіе и широта, чтобы спутницей благоговѣнія не стало узколобіе.

* * *
      Необходимо бодрствованіе и трезвѣніе. Все, что бы ни дѣлалъ человѣкъ, онъ долженъ дѣлать ради Бога. Сердцевиной каждаго движенія человѣка долженъ быть Христосъ. Требуется много вниманія, ибо если мы дѣлаемъ что-либо съ цѣлью понравиться людямъ, это не принесетъ намъ никакой пользы.
      На небо восходятъ не мірскимъ подъемомъ, но духовнымъ спускомъ. Тотъ, кто идетъ низко, всегда идетъ увѣренно и никогда не падаетъ. Наша эпоха отличается сенсаціонностью и шумихой. А духовная жизнь негромка. Требуется божественное просвѣщеніе. Когда божественнаго просвѣщенія нѣтъ, человѣкъ находится во мракѣ. Можетъ и съ добрымъ расположеніемъ дѣйствовать, но изъ-за помутнѣнія создавать много проблемъ — и въ обществѣ, и въ Церкви.
      Раньше Духъ Святой просвѣщалъ, подсказывалъ. Великое дѣло! Сегодня Онъ не находитъ въ насъ предпосылокъ для того, чтобы снизойти. Придутъ тяжелые годы. Ветхозавѣтное вавилонское столпотвореніе было невинной забавой по сравненію съ нынѣшнимъ вѣкомъ.

опубликовано: Недѣля 1-я по Пятидесятницѣ, Всѣхъ святыхъ.14/1.06.2009 года.





«Предыдущая страница Въ оглавленiе Слѣдующая страница »


Молитвенная помощь
      Просимъ молитвъ нашихъ читателей о здравіи и спасенiи души іеромонаха Митрофана, іеромонаха Варѳоломея, протоіерея Владиміра, іерея Бориса, iерея Алексiя, рабовъ Божiихъ Виктора, Максима, Сергiя, Галины, Елены, Татiаны и всѣхъ Православныхъ Христiанъ.

  Авторъ проекта Викторъ Богучаровъ .

  © 2008–2009, «Бесѣда въ храмѣ» .