Беседа въ храме

О проектѣ
Новости
Афиша
Бесѣда въ храмѣ
Страница 2
Библiотека
Благотворительность
Церковная лавка
Ссылки
Опросъ


Электронная почта




.

Богопознаніе.

      Богопознаніе есть познаніе человѣкомъ своего Творца. Богопознаніе — даръ Божій. Богопознаніе названо даромъ Божьимъ, поскольку нетварное Божественное бытіе безконечно превосходитъ познавательныя способности сотвореннаго человѣческаго существа. Человѣкъ не въ силахъ своими силами постичь несозданное бытіе Бога и нуждается въ содѣйствіи Самаго Создателя, Который раскрывается человѣку въ Своихъ сверхъестественныхъ благодатныхъ дѣйствіяхъ.
      Богопознаніе — плодъ живаго духовнаго опыта. Богопознаніе неразрывно связано съ живымъ общеніемъ съ Самимъ Богомъ и соединеніемъ съ Нимъ. Никакія отвлеченныя умствованія и теоретизированія о Богѣ не могутъ быть названы подлиннымъ Богопознаніемъ. Источникъ подлиннаго Богопознанія — Божественная благодать Святаго Духа, раскрывающаяся ищущимъ Бога людямъ. Этотъ источникъ не въ силахъ замѣнить ограниченный человѣческій интеллектъ. Основаніемъ, Началомъ и Завершеніемъ Богопознанія является Самъ Живой Богъ.
      Наличіе живаго опыта Богопознанія — условіе правильнаго Богословія. Всѣ понятія православнаго Богословія неразрывно связаны съ живой и наиреальнейшей практикой познанія Бога. Православныя богословскія понятія — не плодъ человѣческихъ умствованій и измышленій. Онѣ отражаютъ соединеніе человѣка съ Богомъ, раскрываютъ дѣйствія Божественной благодати.
      «Подлиннымъ Богопознаніемъ, или Богопознаніемъ въ подлинномъ смыслѣ слова, можетъ называться только сверхъестественное Богопознаніе. Оно дается человѣку только въ опытѣ, при непосредственномъ наитіи Святаго Духа. Всѣ истины христіанской вѣры въ Священномъ Писаніи и Преданіи Церкви лишь пріоткрываются намъ, а въ полнотѣ онѣ познаются только въ опытѣ благодатной жизни. Святые отцы усматриваютъ въ сверхъестественномъ Богопознаніи двѣ послѣдовательныя ступени. Первая ступень характерна для Ветхаго Завѣта, «дохристіанскаго» человѣчества. Это Откровеніе въ нѣкоторыхъ внѣшнихъ образахъ, напримѣръ, такія образы, какъ Неопалимая Купина, лѣстница, которую видѣлъ въ видѣніи патріархъ Іаковъ, и др. Эти образы имѣютъ для человѣка воспитательное значеніе. Второй уровень сверхъестественнаго Богопознанія возможенъ только въ Новомъ Завѣтѣ, только въ Христіанской Церкви. Это такъ называемое умное Откровеніе — Откровеніе безъ всякаго внѣшняго образа, которое выше всякаго образа и всякаго слова. Это молитвенныя созерцанія, откровенія, которыя совершаются внутри человѣческой души. Во время такихъ откровеній Богъ не показывается человѣку какъ нѣчто внѣшнее, но ощущается и переживается человѣкомъ въ самомъ себѣ. При этомъ человѣкъ видитъ Бога потому, что онъ (человѣкъ) уже въ Немъ и Божія сила въ немъ дѣйствуетъ. Наиболѣе яркимъ примѣромъ такого Богопознанія является практика исихастовъ.
      Существуетъ большое количество различныхъ отраслей знанія, наименованіе которыхъ включаютъ въ себя слова "знаніе" или "вѣдѣніе": языкознаніе, правовѣдѣніе и т. д. Очевидно, что Богопознаніе, или Боговѣдѣніе, не можетъ быть поставлено съ этими областями знанія въ одинъ рядъ, поскольку знать нѣчто въ какой-либо наукѣ, быть спеціалистомъ — это означаетъ прежде всего владѣть въ совершенствѣ информаціей по тому или другому вопросу. Однако въ богословіи все совсѣмъ не такъ. Согласно Священному Писанію, знать — значитъ испытать нѣчто на личномъ опытѣ, пріобщиться. Поэтому Господь Іисусъ Христосъ ставитъ по существу знакъ равенства между знаніемъ Бога и спасеніемъ, т. е. обрѣтеніемъ вѣчной жизни.
      «Сія же есть жизнь вѣчная, да знаютъ Тебя, единаго истиннаго Бога, и посланнаго Тобою Іисуса Христа" (Iоан. 17, 3). Согласно Священному Писанію, цѣль жизни человѣка и есть Богопознаніе, которое достигается черезъ Богообщение. Апостолъ Павелъ (Дѣян. 17, 26-28) говоритъ, что Богъ: «Отъ одной крови ...произвелъ весь родъ человѣческій... дабы они искали Бога, не ощутятъ ли Его, и не найдутъ ли, хотя Онъ и недалеко отъ каждаго изъ насъ: ибо мы Имъ живемъ и движемся, и существуемъ...»
      Нѣтъ необходимости доказывать, что Богопознаніе не есть однократный актъ, а процессъ, причемъ процессъ, который предполагаетъ не только движеніе мысли, но прежде всего измѣненіе образа жизни. Богопознаніе невозможно безъ Божественнаго Откровенія. Человѣкъ знаетъ Бога настолько, насколько Самъ Богъ ему открывается, но человѣкъ какимъ-то образомъ долженъ быть подготовленъ къ воспріятію Божественнаго Откровенія. Такимъ пособіемъ къ познанію Бога изъ Откровенія является естественное Богопознаніе.
      О томъ какъ соотносятся между собой естественное Богопознаніе и Богопознаніе откровенное, сверхъестественное, хорошо говоритъ прп. Ѳеодоръ Студитъ (Слово умозрительное, гл. 9-10. Добротолюбіе, 1992, т. 3, с. 349): «Изъ здѣшнихъ наземныхъ познаній одно бываетъ по естеству, а другое сверхъ естества. Что есть это второе, явно будетъ изъ перваго. Знаніемъ естественнымъ называемъ мы то, которое душа можетъ получить черезъ изслѣдованіе и взысканіе, естественными пользуясь способами и силами... А сверхъестественное знаніе есть то, которое привходитъ въ умъ путемъ, превышающимъ его естественные способы и силы, или въ которомъ познаваемое сравнительно превышаетъ умъ... Бываетъ же оно отъ единаго Бога, когда найдетъ Онъ умъ очищеннымъ отъ всякаго вещественнаго пристрастія и объятымъ Божественной любовью».

Олегъ Давыденковъ (Догматическое богословіе. Курсъ лекцій)

16/3.11.2008 года.



«Предыдущая страница


Молитвенная помощь
      Просимъ молитвъ нашихъ читателей о здравіи и спасенiи души іеромонаха Митрофана, іеромонаха Варѳоломея, протоіерея Владиміра, іерея Бориса, iерея Алексiя, рабовъ Божiихъ Виктора, Максима, Сергiя, Галины, Елены, Татiаны и всѣхъ Православныхъ Христiанъ.

  Авторъ проекта Викторъ Богучаровъ .

  © 2008–2009, «Бесѣда въ храмѣ» .