Беседа въ храме

О проектѣ
Афиша
Новости
Бесѣда въ храмѣ
Библiотека
Благотворительность
Церковная лавка
Ссылки


Электронная почта




.

Библiотека » Святоотеческое наследiе » Еп. Игнатiй (Брянчаниновъ) «Письма къ мiрянамъ» » 203.

203. О невозможности спасенія иновѣрцевъ и еретиковъ

      Достойное горькаго рыданія зрѣлище: христіане, не знающіе, въ чемъ состоитъ христіанство! А это зрѣлище почти безпрестанно встрѣчаютъ нынѣ взоры; рѣдко они бываютъ утѣшены противуположнымъ, точно утѣшительнымъ зрѣлищемъ! рѣдко они могутъ въ многочисленной толпѣ именующихъ себя христіанами остановиться на христiанине, и именемъ, и самимъ дѣломъ.
      Вопросъ, предложенный вами, теперь предлагается сряду. «Отчего не спастись, — пишете вы, — язычникамъ, магометанамъ и, такъ называемымъ, еретикамъ? между ними есть предобрые люди. Погубить этихъ добрѣйшихъ людей было бы противно милосердію Божію!.. Да! это противно даже здравому разуму человѣческому! — А еретики — тѣ же христіане. Считать себя спасенными, а членовъ прочихъ вѣрованій погибшими, это — безумно, и крайне гордо!»
      Постараюсь отвѣчать вамъ въ немногихъ по возможности словахъ, чтобъ многословіе нисколько не повредило ясности изложенія. — Христіане! Вы разсуждаете о спасеніи, а не знаете, — что такое спасеніе, почему человѣки въ немъ нуждаются, наконецъ — не зная Христа — единственное средство нашего спасенія! — Вотъ истинное ученіе объ этомъ предметѣ, ученіе Святой, Вселенской Церкви: Спасеніе заключается въ возвращеніи общенія съ Богомъ. Это общеніе потерялъ весь родъ человѣческій грѣхопаденіемъ праотцевъ. Весь родъ человѣческій — разрядъ существъ погибшихъ. Погибель — удѣлъ всѣхъ людей, и добродѣтельныхъ и злодѣевъ. Зачинаемся въ беззаконіи, родимся во грѣхѣ. «Сниду къ сыну моему сѣтуя во адъ», — говоритъ св. патріархъ Іаковъ о себѣ и святомъ сынѣ своемъ Іосифѣ цѣломудренномъ и прекрасномъ! Нисходили во адъ по окончаніи земнаго странствованія не только грѣшники, но и праведники Ветхаго Завѣта. Такова сила добрыхъ дѣлъ человѣческихъ. Такова цѣна добродѣтелей естества нашего падшаго! Чтобъ возстановить общеніе человѣка съ Богомъ, иначе, для спасенія, необходимо было искупленіе. Искупленіе рода человѣческаго было совершено не Ангеломъ, не Архангеломъ, не какимъ-нибудь еще изъ высшихъ, но ограниченныхъ и сотворенныхъ существъ, — совершено было Самимъ безпредѣльнымъ Богомъ. Казни — жребій рода человѣческаго, замѣнены Его казнію; недостатокъ заслугъ человѣческихъ замѣненъ Его безконечнымъ достоинствомъ. Всѣ добрыя дѣла человѣческія немощныя, нисходившія во адъ, замѣнены однимъ могущественнымъ добрымъ дѣломъ: вѣрою въ Господа нашего Іисуса Христа. Спросили Господа іудеи: «Что сотворимъ, да дѣлаемъ дѣла Божія?» Господь отвѣчалъ имъ: «Се есть дѣло Божіе, да вѣруете въ Того, Его же посла Онъ» (Iоан. 6, 28 - 29). Одно доброе дѣло нужно намъ для спасенія: вѣра; — но вѣра — дѣло. Вѣрою, одною вѣрою мы можемъ войти въ общеніе съ Богомъ при посредствѣ дарованныхъ Имъ таинствъ. Напрасно-жъ, ошибочно вы думаете и говорите, что добрые люди между язычниками и магометанами спасутся, т.е. вступятъ въ общеніе съ Богомъ! напрасно вы смотрите на противную тому мысль какъ бы на новизну, какъ бы на вкравшееся заблужденіе! Нѣтъ! таково постоянное ученіе истинной Церкви, и Ветхозавѣтной и Новозавѣтной. Церковь всегда признавала, что одно средство спасенія: Искупитель! она признавала, что величайшія добродѣтели падшаго естества нисходятъ во адъ. Если праведники истинной Церкви, свѣтильники, изъ которыхъ свѣтилъ Духъ Святый, пророки и чудотворцы, вѣровавшіе въ грядущаго Искупителя, но кончиною предварившіе пришествіе Искупителя, нисходили во адъ, то какъ вы хотите, чтобъ язычники и магометане, за то, что они кажутся вамъ добренькими, непознавшiе и неувѣровавшіе въ Искупителя, получили спасеніе, доставляемое однимъ, однимъ, повторяю вамъ, средствомъ, — вѣрою въ Искупителя? — Христіане! познайте Христа! — Поймите, что вы Его не знаете, что вы отрицались Его, признавая спасеніе возможнымъ безъ Него за какія-то добрыя дѣла! Признающій возможность спасенія безъ вѣры во Христа, отрицается Христа, и, можетъ быть не вѣдая, впадаетъ въ тяжкій грѣхъ Бога хульства.
      «Мыслимъ убо, — говоритъ св. Апостолъ Павелъ, — вѣрою оправдатися человѣку, безъ дѣлъ закона» (Рим. 3, 28 и 22). Правда же Божія вѣрою Іисусъ-Христовою во всѣхъ и на всѣхъ вѣрующихъ: нѣсть бо разнствiя. «Вси бо согрѣшиша и лишени суть славы Божіей: оправдаемы туне благодатію Его, избавленіемъ, еже о Христѣ Іисусѣ». Вы возразите: «св. Апостолъ Іаковъ требуетъ непремѣнно добрыхъ дѣлъ, онъ научаетъ, что вѣра безъ дѣлъ — мертва». Разсмотрите — чего требуетъ св. Апостолъ Іаковъ. — вы увидите, что онъ требуетъ, какъ и всѣ Боговдохновенные писатели Священнаго Писанія, дѣлъ вѣры, а не добрыхъ дѣлъ падшаго естества нашего! онъ требуетъ живой вѣры, утверждаемой дѣлами новаго человѣка, а не добрыхъ дѣлъ падшаго естества, противныхъ вѣрѣ. Онъ приводитъ поступокъ патріарха Авраама, дѣло, изъ котораго явилась вѣра праведника: это дѣло состояло въ принесеніи въ жертву Богу своего еднороднаго сына. Заклать сына своего въ жертву — совсѣмъ не доброе дѣло по естеству человѣческому: оно — доброе дѣло, какъ исполненіе повелѣнія Божія, какъ дѣло вѣры. Всмотритесь въ Новый Завѣтъ и вообще во все Священное Писаніе: вы найдете, что оно требуетъ исполненія заповѣдей Божіихъ, что это исполненіе называется дѣлами, что отъ этого исполненія заповѣдей Божіихъ вѣра въ Бога дѣлается живою, какъ дѣйствующая; безъ него она мертвая, какъ лишенная всякаго движенія. И напротивъ того, вы найдете, что добрыя дѣла падшаго естества, отъ чувствъ, отъ крови, отъ порывовъ и нѣжныхъ ощущеній сердца — воспрещены, отвергнуты! А эти-то именно добренькія дѣла вамъ и нравятся въ язычникахъ и магометанахъ! За нихъ, хотя бы то было съ отверженіемъ Христа, вы хотите имъ дать спасеніе. Странно ваше сужденіе о здравомъ разумѣ! Съ чего, по какому праву, вы находите, признаете его въ себѣ? Если вы христіанинъ, то должны имѣть объ этомъ предметѣ понятіе христіанское, а не другое какое, самовольное или схваченное невѣсть гдѣ! Евангеліе научаетъ насъ, что паденіемъ мы стяжали лжеименный разумъ, что разумъ падшаго естества нашего, какого бы онъ ни былъ достоинства природнаго, какъ бы ни былъ изощренъ ученостію міра, сохраняетъ достоинство, доставленное ему паденіемъ, пребываетъ лжеименнымъ разумомъ. Нужно отвергнуть его, предаться водительству вѣры: при этомъ водительствѣ въ свое время, по значительныхъ подвигахъ въ благочестіи, Богъ даруетъ вѣрному рабу Своему разумъ Истины, или разумъ Духовный. Этотъ разумъ можно и должно признать здравымъ разумомъ: онъ — извѣщенная вѣра, такъ превосходно описанная св. Апостоломъ Павломъ въ 11-й главѣ его посланія къ Евреямъ. Основаніе духовнаго разсужденія: Богъ. На этомъ твердомъ камени оно зиждется, и потому не колеблется, не падаетъ. Называемый же вами здравый разумъ мы, христіане, признаемъ разумомъ столько болѣзненнымъ, столько омрачившимся и заблудшимъ, что уврачеванiе его иначе и не можетъ совершиться, какъ отсѣченіемъ всѣхъ знаній, его составляющихъ, мечемъ вѣры и отверженіемъ ихъ. Если же признать его здравымъ, признать на какомъ-то основаніи неизвѣстномъ, шаткомъ, неопредѣленномъ, непрестанно измѣняющемся, то онъ, какъ здравый, непремѣнно отвергнетъ и Христа. Это доказано опытами. — Что-жъ вамъ говоритъ вашъ здравый разумъ? Что признать погибель добрыхъ людей, невѣрующихъ во Христа, противно вашему здравому разуму! — мало того! такая погибель добродѣтельныхъ противна милосердію такаго всеблагаго Существа, какъ Богъ. — Конечно, было вамъ откровеніе Свыше объ этомъ предметѣ, о томъ, что противно и что не противно милосердію Божію? — Нѣтъ! но здравый разумъ показываетъ это. — А! вашъ здравый разумъ!.. Однако-жъ, при вашемъ здравомъ разумѣ, откуда вы взяли, что вамъ возможно собственнымъ ограниченнымъ человѣческимъ умомъ постигать – что противно и что не противно милосердію Божію? — Позвольте сказать нашу мысль, — Евангеліе, иначе Христово Ученіе, иначе Священное Писаніе, — еще иначе святая Вселенская Церковь открыли намъ все, что человѣкъ можетъ знать о милосердіи Божіемъ, превышающемъ всякое умствованіе, всякое постиженіе человѣческое недоступное для нихъ. Суетно шатаніе ума человѣческаго, когда онъ ищетъ опредѣлить безпредѣльнаго Бога!.. когда онъ ищетъ объяснить необъяснимое, подчинить своимъ соображеніямъ... кого?.. Бога! Такое начинаніе — начинаніе сатанинское!.. Именующійся христіаниномъ, и не знающій ученія Христова! Если ты изъ этого благодатнаго, небеснаго ученія не научился непостижимости Бога, — поди въ школу, прислушайся — чему учатся дѣти! Имъ объясняютъ преподаватели математики въ теоріи безконечнаго, что оно, какъ величина неопредѣленная, не подчиняется тѣмъ законамъ, которымъ подчинены величины опредѣленныя — числа, что результаты его могутъ быть совершенно противуположны результатамъ чиселъ. А ты хочешь опредѣлить законы дѣйствію милосердія Божія, говоришь: это согласно съ нимъ, — это ему противно! — Оно согласно или несогласно съ твоимъ здравымъ разумомъ, съ твоими понятіями и ощущеніями! — Слѣдуетъ ли изъ того, что Богъ обязанъ понимать и чувствовать, какъ ты понимаешь и чувствуешь? А этого-то и требуешь ты отъ Бога! Вотъ безразсуднейшѣе и вполнѣ гордостное начинаніе! — не обвиняй же сужденія Церкви въ недостаткѣ здраваго смысла и смиренія: это твой недостатокъ! Она, святая Церковь, только слѣдуетъ неуклонно ученію Божію о дѣйствіяхъ Божіихъ, открытому Самимъ Богомъ! Послушно за нею идутъ истинныя ея чада, просвѣщаясь вѣрою, попирая кичащійся разумъ, возстающій на Бога! Вѣруемъ, что можемъ знать о Богѣ только то, что Богъ благоволилъ открыть намъ! Еслибъ былъ другой путь къ Богопознанію, путь, который могли бы проложить уму своему собственными усиліями: — не было бы даровано намъ откровеніе. Оно дано, потому что оно намъ необходимо. — Суетны же и лживы собственныя самосмышленiя и скитанія ума человѣческаго.
      Вы говорите: «еретики тѣ же христіане». Откуда вы это взяли? Развѣ кто-нибудь, именующій себя христіаниномъ и ничего не знающій о Христѣ, по крайнему невѣжеству своему рѣшится признать себя такимъ же христіаниномъ, какъ и еретики, а святую вѣру христіанскую не отличитъ отъ чада клятвы — Бога хульныя ереси! Иначе разсуждаютъ объ этомъ истинные христіане! Многочисленные сонмы святыхъ пріяли вѣнецъ мученическій, предпочли лютѣйшія и продолжительнейшiя муки, темницу, изгнаніе, нежели согласиться на участіе съ еретиками въ ихъ Бога хульномъ ученіи. Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертнымъ грѣхомъ, всегда признавала, что человѣкъ, зараженный страшнымъ недугомъ ереси, мертвъ душею, чуждъ благодати и спасенія, въ общеніи съ діаволомъ и его погибелію. Ересь — грѣхъ ума. Ересь — болѣе грѣхъ діавольскій, нежели человѣческій; она — дщерь діавола, его изобрѣтеніе, — нечестіе, близкое къ идолопоклонству. Отцы обыкновенно называютъ идолопоклонство нечестіемъ, а ересь — злочестiемъ. Въ идолопоклонствѣ діаволъ принимаетъ себѣ божескую честь отъ ослѣпленныхъ человѣковъ, а ересію онъ дѣлаетъ слепотствующихъ человѣковъ участниками своего главнаго грѣха — Бога хульства. Кто прочитаетъ со вниманіемъ «Дѣянія Соборовъ», тотъ легко убѣдится, что характеръ еретиковъ — вполнѣ сатанинскій. Онъ увидитъ ихъ ужасное лицемѣріе, непомѣрную гордость, — увидитъ поведеніе, составленное изъ непрерывной лжи, увидитъ, что они преданы различнымъ низкимъ страстямъ, увидитъ, что они, когда имѣютъ возможность, рѣшаются на всѣ ужаснѣйшія преступленія и злодѣянія. Въ особенности замѣчательна ихъ непримиримая ненависть къ чадамъ истинной Церкви, и жажда къ крови ихъ! Ересь сопряжена съ ожесточеніемъ сердца, съ страшнымъ помраченіемъ и поврежденіемъ ума, — упорно держится въ зараженной ею душѣ — и трудно для человѣка исцѣленіе отъ этого недуга! Всякая ересь содержитъ въ себѣ хулу на Духа Святаго: она или хулитъ догматъ Святаго Духа, или дѣйствіе Святаго Духа, но хулитъ непремѣнно Святаго Духа. Сущность всякой ереси — Бога хульство. Святый Флавiанъ — Патріархъ Константинопольскій, запечатлѣвшій кровію исповѣданіе истинной вѣры [1], произнесъ опредѣленіе помѣстнаго Константинопольскаго собора [2] на ересіарха Евтихія въ слѣдующихъ словахъ: «Евтихій, доселѣ іерей, архимандритъ, вполнѣ уличенъ и прошедшими его дѣйствіями и настоящими его объясненіями въ заблужденіяхъ Валентина и Аполлинарія, въ упорномъ послѣдованіи ихъ Бога хульству, тѣмъ болѣе, что онъ даже не внялъ нашимъ совѣтамъ и наставленіямъ къ принятію здраваго ученія. А потому, плача и воздыхая о его конечной погибели, мы объявляемъ отъ лица Господа нашего Іисуса Христа, что онъ впалъ въ Бога хульство, что онъ лишенъ всякаго священническаго сана, нашего общенія и управленія его монастыремъ, давая знать всѣмъ, кто отнынѣ будетъ бесѣдовать съ нимъ или посѣщать его, что они сами подвергнутся отлученію». Это опредѣленіе — образчикъ общаго мнѣнія Вселенской Церкви о еретикахъ; это опредѣленіе признано всею Церковію, подтверждено Вселенскимъ Халкидонскимъ соборомъ [3]. Ересь Евтихія состояла въ томъ, что онъ не исповѣдывалъ во Христѣ по воплощеніи двухъ естествъ, какъ исповѣдуетъ Церковь, — онъ допускалъ одно естество Божеское, — вы скажете только!.. Забавенъ по своему недостатку истиннаго знанія и горько жалостенъ по своему свойству и послѣдствіямъ отвѣтъ нѣкотораго лица, облаченнаго властію сего міра, св. Александру патріарху Александрійскому о арианской ереси. Это лицо совѣтуетъ патріарху сохранять миръ, не заводить ссоры, столько противной духу христіанства, изъ-за нѣкоторыхъ словъ; пишетъ онъ, что онъ не находитъ ничего предосудительнаго въ ученіи Арія, — нѣкоторую разницу въ оборотахъ словъ — только! Эти обороты словъ, — замѣчаетъ историкъ Флери, — въ которыхъ «нѣтъ ничего предосудительнаго», отвергаютъ Божество Господа нашего Іисуса Христа — только! ниспровергаютъ, значитъ, всю вѣру христіанскую — только! Замѣчательно: всѣ древнія ереси, подъ различными измѣняющимися личинами, стремились къ одной цѣли: онѣ отвергали Божество Слова и искажали догматъ воплощенія. Новѣйшія наиболѣе стремятся отвергнуть дѣйствія Святаго Духа: съ ужасными хулами они отвергли Божественную Литургію, всѣ таинства, все, все, гдѣ Вселенская Церковь всегда признавала дѣйствіе Святаго Духа. Они назвали это установленіями человѣческими, — дерзче: суевѣріемъ, заблужденіемъ! Конечно, въ ереси вы не видите ни разбоя, ни воровства! Можетъ быть единственно потому не считаете ея грѣхомъ? Тутъ отвергнутъ Сынъ Божій, тутъ отвергнутъ и похуленъ Духъ Святый — только! Принявшій и содержащій ученіе Бога хульное, произносящій Бога хульство не разбойничаетъ, не крадетъ, даже дѣлаетъ добрыя дѣла естества падшаго — онъ прекрасный человѣкъ! Какъ можетъ Богъ отказать ему въ спасеніи!.. Вся причина послѣдняго вашего недоумѣнія, такъ какъ и всѣхъ прочихъ, — глубокое незнаніе христіанства!
      Не думайте, что такое незнаніе — маловажный недостатокъ! Нѣтъ! его слѣдствія могутъ быть гибельны, особливо нынѣ, когда ходятъ въ обществѣ безчисленныя книжонки съ христіанскимъ заглавіемъ, съ ученіемъ сатанинскимъ. При незнаніи истиннаго христіанскаго ученія, какъ разъ можете принять мысль ложную, Бога хульную за истинную, усвоить ея себѣ, а вмѣстѣ съ нею усвоить и вѣчную погибель. Бога хульникъ не спасется! И тѣ недоумѣнія, которыя вы изобразили въ письмѣ вашемъ, — уже страшные наветники вашего спасенія. Ихъ сущность — отреченіе отъ Христа! — Не играйте вашимъ спасеніемъ, не играйте! иначе будете вѣчно плакать. — Займитесь чтеніемъ Новаго Завѣта и св. Отцовъ Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисковъ и прочихъ западныхъ сумасшедшихъ, которыхъ ихъ еретическая Церковь выдаетъ за святыхъ!); изучите въ святыхъ Отцахъ Православной Церкви, какъ правильно понимать Писаніе, какое жительство, какія мысли и чувствованія приличествуютъ христіанину. Изъ Писанія и живой вѣры изучите Христа и христіанство. Прежде нежели придетъ грозный часъ, въ который вы должны будете предстать на судъ предъ Богомъ, стяжите оправданіе, подаемое Богомъ туне всѣмъ человѣкамъ при посредствѣ христіанства.

4 февраля 1848 года

–––––––––––––––––––––––

[1] Свт. Константинопольскій былъ вызванъ на лжесоборъ 449г., предсѣдательствовалъ на которомъ предсѣдательствовалъ патриархъ Александрийскiй Дiоскоръ. Свт. Флавiанъ былъ сразу же осужденъ и преданъ страшнымъ пыткамъ, послѣ которыхъ онъ скончался. Остальные епископы подъ страхомъ угрозъ и расправы подписали чистый листъ, на который позже было занесено опредѣленіе собора, оправдавшаго архимандрита Евтихiя и осудившаго свт. Флавiана.
[2] Константинопольскiй соборъ на архим. Евтихiя состоялся въ 441г. подъ предсѣдательствомъ свт. Флавiана Константинопольскаго.
[3] IV Вселенскiй соборъ, который состоялся въ 451г. Въ основу его Ороса положено знаменитое Посланiе свт. Льва, папы Римскаго. Именно это фундаментальное Посланiе и Оросъ собора отвергаютъ современные монофизиты – антихалкидонцы: Армянская церковь, Коптская церковь, Сиро-Яковитская церковь, малабарская церковь.



«Вернуться къ оглавленiю


Молитвенная помощь
      Просимъ молитвъ нашихъ читателей о здравіи и спасенiи души іеромонаха Митрофана, іеромонаха Варѳоломея, протоіерея Владиміра, іерея Бориса, iерея Алексiя, рабовъ Божiихъ Виктора, Максима, Сергiя, Галины, Елены, Татiаны и всѣхъ Православныхъ Христiанъ.

  Авторъ проекта Викторъ Богучаровъ .

  © 2008, «Бесѣда въ храмѣ» .