Беседа въ храме

О проектѣ
Афиша
Новости
Бесѣда въ храмѣ
Библiотека
Благотворительность
Церковная лавка
Ссылки


Электронная почта




.

Вступленіе

      Предлагая любителямъ духовнаго чтенія извѣстное всѣмъ Добротолюбіе въ русскомъ переводѣ, съ прибавленіемъ къ нему, долгомъ считаемъ сказать нѣсколько словъ о томъ, что такое есть Добротолюбіе.
      Этимъ словомъ переведено греческое названіе его — Филокалiя, которое означаетъ: любовь къ прекрасному, возвышенному, доброму. Ближайшимъ образомъ оно содержитъ въ себѣ истолкованіе сокровенной въ Господѣ Іисусѣ Христѣ жизни. Сокровенная въ Господѣ нашемъ Іисусѣ Христѣ истинно христіанская жизнь зачинается, раскрывается и къ совершенству восходитъ, въ своей для каждаго мѣрѣ, по благоволенію Бога Отца, дѣйствіемъ присущей въ христіанахъ благодати Пресвятаго Духа, подъ водительствомъ Самаго Христа Господа, обетовавшего быть съ нами во вся дни неотлучно.
      Благодать Божія призываетъ всѣхъ въ такой жизни; и для всѣхъ она не только возможна, но и обязательна, потому что въ ней существо христіанства. Причастниками же ея являются не всѣ призванные, и дѣйствительные ея причастники не всѣ причащаются ея въ одинаковой мѣрѣ. Избранники глубоко въ нее входятъ и по степенямъ ея высоко восходятъ.
      Проявленія ея, равно какъ и богатства области, въ которой она раскрывается, не менѣе обильны и разнообразны, какъ и явленія обычной жизни. И еслибъ могло быть ясно понято, и понятно изображено все, бывающее тамъ: вражескія нападенія и искушенія, борьбы и одолѣнія, паденія и возстанія, зарожденія и укрѣпленія разныхъ проявленій духовной жизни, степени общаго преуспѣянія и свойственное каждой состояніе ума и сердца, взаимодѣйствіе во всемъ свободы и благодати, ощущенія близости и отдаленія Божія, чувства промыслительнаго вседержительства и положенія себя, — окончательное и безвозвратное, — въ десницу Господню, съ отложеніемъ всѣхъ своихъ способовъ дѣйствованія, при непрестанномъ, напряженномъ дѣйствованіи, — если бы все сіе, и многое другое, неразлучное съ истинной въ Господѣ жизнiю, могло быть ясно и удобопонятно изображено, то представило бы картину, сколько привлекательную, столько же и поучительную, — картину, похожую на всемірное путешествіе.
      Путешественники пишутъ путевыя замѣтки о всемъ, что встрѣчаютъ достойнымъ вниманія на пути своемъ. Писали свои замѣтки и избранники Божіи, въ разныхъ направленіяхъ прослѣдившіе всѣ тропы духовной жизни, о всемъ, что встрѣчали и испытывали въ семъ многотрудномъ шествованiи своемъ. Но участь и назначеніе тѣхъ и другихъ замѣтокъ неодинакова.
      Не имѣющіе способовъ путешествовать могутъ, и не двигаясь съ мѣста, составить себѣ довольно приблизительныя понятія и представленія о чужихъ странахъ, посредствомъ чтенія путевыхъ замѣтокъ другихъ путешественниковъ, потому что формы жизни всѣхъ тварей больше или меньше походятъ однѣ на другія, въ какихъ бы странахъ онѣ ни проявлялись. Не то бываетъ въ отношеніи къ опытамъ духовной жизни. Понимать ихъ могутъ только шествующіе путемъ сей жизни. Для не вступавшихъ на него это совершенно невѣдомая наука, но и вступившіе на него не все вдругъ понимать могутъ. Ихъ понятія и представленія уясняются по мѣрѣ шествія и углубленія въ страну духа. По мѣрѣ умноженія собственныхъ опытовъ духовной жизни, становятся ясными и понятными указанія опытовъ, замѣченныхъ святыми отцами въ писаніяхъ.
      При всемъ томъ, однако же, изображеніе разныхъ проявленій духовной жизни, заключающееся въ святоотеческихъ писаніяхъ, не есть даръ напрасный и для всѣхъ вообще христіанъ. Оно даетъ всякому понять, что если онъ не испыталъ еще того, о чемъ говорится въ семъ описаніи, то значитъ что установившійся для него образъ жизни, не смотря на то, что съ нимъ мирится его христіанская совѣсть, не есть законченное совершенство, лучше котораго нечего желать, и выше котораго некуда идти. Давая же это понять, оно не можетъ не возбудить ревности къ преуспѣянію, не можетъ не манить впередъ, указывая тамъ нѣчто лучшее, нежели чѣмъ обладаетъ онъ.
      Для тѣхъ, которые вступили на путь къ лучшему и совершеннѣйшему, оно даетъ нужныя указанія въ сомнительныхъ и недоумѣнныхъ случаяхъ, когда нѣтъ наличнаго опытнаго руководства, и когда и это самое встрѣчаетъ неразрѣшимости, не позволяющія давать окончательныя рѣшенія, которыя устраняли бы всякое колебаніе въ шествующемъ. Очень важно бываетъ знать, какъ и куда ступить ногой въ извѣстномъ случаѣ, чтобы не сдѣлать ошибки. И вотъ здѣсь какое-нибудь изрѣченіе отеческое разгоняетъ тьму, возсіявъ подобно лучу молніи среди ночи.
      Вообще же это теплица духовная, въ которую вѣрующій, прочитывая указанія о явленіяхъ духовной жизни, входитъ сознаніемъ и сердцемъ, и подлежа тамъ ощутительнымъ вліяніямъ возбужденныхъ созерцанiй, чувствуетъ, что онъ витаетъ въ сіи минуты въ иной нѣкоей атмосферѣ, свѣтоносной и живоносной. Это отрадные моменты, — и въ продолженіе ихъ-то обычно зарождаются и зрѣютъ разные отпрыски на древѣ духовной жизни. И потому нѣтъ ничего дивнаго, что испытавшій это, какъ только улучаетъ свободную минуту, спѣшитъ къ опытнымъ описаніямъ духовной жизни, какъ любящій прибыль спѣшитъ къ мѣстамъ, прибыль обѣщающимъ, и любящій удовольствія — къ мѣстамъ утѣхъ. Онъ часто при этомъ желаетъ подышать оживляющимъ и ободряющимъ воздухомъ духовнымъ. И однако ж это не есть праздное любопытство. Нѣтъ, это есть дѣло существенной необходимости для преуспѣянія и благосостоянія нашего духа.
      Вотъ почему между истинными христіанами всегда была и есть потребность имѣть подъ руками святоотеческія писанія о духовной жизни. Но сколько похвально чувство такой потребности, столько же обязательно удовлетвореніе ея отъ лица тѣхъ, кои имѣютъ долгъ къ тому и силы на то. Она и была всегда удовлетворяема, какъ изданіями сихъ писаній въ полномъ ихъ составѣ, — напримѣръ: святыхъ Макарія, Исаака и Ефрема Сиріанъ, Лѣствичника и другихъ многихъ, такъ не менѣе того и сборниками изъ нихъ. Къ числу такихъ сборниковъ принадлежитъ и извѣстное всѣмъ Добротолюбіе, какъ наилучшій изъ нихъ.
      Понятно теперь, что есть Добротолюбіе. Оно даетъ намъ словеса и главизны священнаго трезвѣнія, т.е. и полныя разсужденія, и краткія изрѣченія о внутренней духовной жизни, со всѣми, свойственными ей, проявленіями и дѣланiями. Это книга, составленная въ удовлетвореніе духовныхъ потребностей въ ревнителяхъ о духовномъ преуспѣяніи. Читающіе ее знаютъ, какія сокрыты въ Добротолюбіи сокровища духовной мудрости: читаютъ и услаждаются. Но услаждаясь и назидаясь чтеніемъ его, они не скрываютъ скорбнаго сожалѣнія, что многое въ книгѣ остается непонятнымъ, не по высотѣ и глубинѣ содержанія, а по устарѣлости перевода. Очевидна потому потребность новаго перевода сей книги.
      Потребность эта сознана давно, и удовлетворялась въ извѣстной мѣрѣ переводами, помѣщавшимися въ "Христіанскомъ Чтеніи" съ первыхъ годовъ его изданія, и изданіями отдѣльныхъ статей, входящихъ въ составъ Добротолюбія, какъ напримѣръ: св. Максима (о любви; она есть въ греческомъ Добротолюбіи), Исихiя, Петра Дамаскина. Составитель настоящаго сборника и имѣлъ сначала въ виду: лишь провѣрить переведенное уже, доперевести не переведенное, и дать читателямъ Добротолюбіе въ русскомъ переводѣ, — полное, въ томъ составѣ, какой имѣетъ оно на греческомъ языкѣ. Но потомъ онъ пришелъ къ убѣжденію, что для насъ необходимо увеличить Добротолюбіе и противъ того объема, какой имѣетъ оно на греческомъ. Потому что, хотя греческое Добротолюбіе полнѣе славянскаго, но все же оно не содержитъ всего, что дали намъ святые отцы въ руководство къ духовной жизни, и чѣмъ желалось бы доставить и пользу и утѣшеніе любящимъ такое чтеніе. Отсюда — предлагаемый сборникъ то же Добротолюбіе, только увеличенное.
      Нашъ новый сборникъ идетъ по слѣдамъ прежняго Добротолюбія. Но, замѣчая, что у того отца, котораго статья помѣщена въ немъ есть и другія статьи, обращается къ нимъ, и если находитъ ихъ сообразными съ своимъ характеромъ, принимаетъ въ себя и ихъ. Также, замѣчая, что между отцами, у которыхъ заимствованы статьи, были и другіе отцы, оставившіе намъ писаніе о духовной жизни, обогащаетъ себя и ими. Такъ у св. Антонія въ прежнее Добротолюбіе взяты только его наставленія въ 170 главахъ; новый сборникъ вноситъ въ себя и прочія писанія св. Антонія. Св. Макарій тамъ опущенъ (изъ него внесены Метафрастовы перифразы наставленій въ 150 главахъ: наши 7 словъ). Здѣсь представлены изъ него наставленія въ нѣкоторомъ систематическомъ порядкѣ, его собственной рѣчью. Изъ Исаіи отшельника тамъ имѣются только 27 главъ — краткихъ изрѣченій. Здѣсь помѣщаются всѣ извѣстныя его 29 словъ въ новомъ переводѣ съ греческаго. То же сдѣлано въ отношеніи къ Евагрiю и св. Марку подвижнику. Такъ поведется дѣло и въ послѣдующемъ собраніи статей.
      Таковъ образъ составленія новаго Добротолюбія. Оно будетъ идти по примѣру прежняго, съ дополненіемъ его. Что именно войдетъ въ составъ нашего Добротолюбiя, не предуказываемъ, но будемъ собирать книгу за книгою, одно имѣя въ виду: ничего не лишить любителей сего чтенія, что встрѣчено будетъ благопотребнаго къ руководству ихъ къ жизни по Богу.
      Объ образѣ внесенія статей долгомъ считаемъ предъявить, что не всѣ писанія будутъ вносимы сполна. Многое гораздо удобнѣе представить въ извлеченіи. Это и будетъ дѣлаемо иногда въ какомъ либо систематическомъ порядкѣ, а иногда безъ него въ видѣ отдѣльныхъ изрѣченій. Но самыя наставленія отеческія всегда будутъ предлагаемы ихъ собственными словами.
      Предлагается читателямъ первая книга Добротолюбія, въ новомъ его составѣ. Въ нее входятъ: 1) Писанія св. Антонія; 2) Извлеченія изъ бесѣдъ св. Макарія; 3) Слова Исаіи отшельника; 4) Писанія Евагрiя монаха; 5) Наставленія св. Марка подвижника.
      Въ такомъ порядкѣ статьи идутъ и въ греческомъ Добротолюбіи. Въ нашемъ св. Кассіанъ, стоящій тамъ между Евагрiемъ и св. Маркомъ, отлагается до слѣдующей книги. Противъ св. Антонiя, по времени и значенiю, стоитъ св. Пахомiй, отъ коего имѣемъ уставъ общежительный, перенесенный на сѣверъ Восточной церкви св. Василiемъ великимъ. Этотъ же уставъ изображается и въ писанiяхъ св. Кассiана. Къ нимъ по сродству приложенъ будетъ еще уставъ св. Венедикта. И этимъ закончится составъ второй книги.
      Что будетъ помѣщено въ слѣдующихъ книгахъ, скажется въ свое время.
      Сопровождаемъ нашъ сборникъ искреннимъ желаніемъ, чтобы любители духовнаго чтенія находили въ немъ то, что желалось вложить въ него для нихъ составителемъ.



«Вернуться къ оглавленiю Слѣдующая страница»


Система Orphus


Молитвенная помощь
      Просимъ молитвъ нашихъ читателей о здравіи и спасенiи души іеромонаха Митрофана, іеромонаха Варѳоломея, протоіерея Владиміра, іерея Бориса, iерея Алексiя, рабовъ Божiихъ Виктора, Максима, Сергiя, Галины, Елены, Татiаны и всѣхъ Православныхъ Христiанъ.

  Авторъ проекта Викторъ Богучаровъ .

  © 2008–2010, «Бесѣда въ храмѣ» .