Беседа въ храме

О проектѣ
Афиша
Новости
Бесѣда въ храмѣ
Библiотека
Благотворительность
Церковная лавка
Ссылки


Электронная почта




.

Библiотека » Добротолюбiе » Преподобный Нилъ Синайскiй . » Главы 1 – 50.

Главы 1 – 50.

      1. Если бы кто захотѣлъ приготовить благовонный ѳиміамъ, то ему надобно по закону сложить по равной части ливана чистаго, кассiи, ониха и стакти (Исх. 30, 34). Это — четверица [1] добродѣтелей. Когда онѣ всѣ въ полномъ совершенствѣ и въ равной силѣ присущи въ душѣ, тогда не будетъ преданъ умъ (измѣннически, разумѣется, какимъ либо внутреннимъ предателемъ).
      2. Душа, очистившись полнотою добродѣтелей [2], поставляетъ умъ въ состояніе непоколеблемости, содѣлывая его способнымъ принять устроеніе, какое требуется (въ молитвѣ).
      3. Молитва есть бесѣда ума къ Богу. Въ какомъ же устроеніи имѣетъ нужду умъ, чтобы мочь не озаряясь вспять (или — сюду и сюду), вознестись къ своему Владыкѣ и бесѣдовать съ Нимъ безъ всякаго посредника [3])?
      4. Если Моѵсею, намѣревавшемуся приблизиться къ земной купинѣ горящей, возбранено было это, пока не иззуетъ сапоги отъ ногъ (Исх. 3. 5), — то какъ же тебѣ не отрѣшить отъ себя всякое страстное помышленіе, когда желаешь видѣть Того, Кто выше всякаго чувства и помышленія, и быть Ему собесѣдникомъ?
      5. Прежде всего молись о полученіи слезъ, чтобы плачемъ умягчить сущую въ душѣ жестокость [4] и исповѣдавъ на себя беззаконіе Господеви (Пс. 31, 5), получить отъ Него оставленіе грѣховъ.
      6. Употребляй слезы, какъ орудіе къ полученію всякаго прошенія; ибо очень радуется о тебѣ Владыка, когда ты молишься со слезами.
      7. Когда во время молитвы своей изливаешь потоки слезъ, отнюдь не возносись тѣмъ самъ въ себѣ, какъ будто ты выше многихъ. Это помощь свыше пріяла молитва твоя, чтобы ты, усердно исповѣдавъ грѣхи свои, слезами умилостивилъ Владыку.
      8. Не обращай же въ страсть средства противъ страстей, чтобъ еще болме не прогнѣвать Даровавшаго тебѣ благодать сію (т.-е. слезы). Многіе, проливая слезы о грѣхахъ, забывали цѣль слезъ и, вознеистовствовавъ, совратились (съ праваго пути, или съ ума сошли).
      9. Стой терпѣливо и молись крѣпко, отрѣвая прираженiя житейскихъ попеченiй и всякихъ помысловъ; ибо они возмущаютъ и тревожатъ тебя, чтобъ разстроить твое молитвенное устремленіе.
      10. Когда демоны увидятъ, что кто либо имѣетъ усердіе и ревность молиться, какъ должно, то (во время молитвы) влагаютъ ему мысли о чемъ либо, будто нужномъ (и отходятъ) а спустя не много опять возбуждаютъ воспоминаніе о томъ подвигая и умъ на разсмотрѣніе того (если это вопросъ, - и разрѣшеніе, если вещь, — на пріобрѣтеніе); — и онъ, не находя искомаго, досадуетъ и скорбитъ. Потомъ, когда станетъ на молитву (этотъ усердный ревнитель молитвы), они напоминаютъ ему, о чемъ онъ помышлялъ и чего доискивался, чтобы умъ подвигшись опять къ узнанiю (не рѣшеннаго прежде), сдѣлалъ молитву безплодною.
      11. Подвизайся умъ свой во время молитвы содѣлывать глухимъ и нѣмымъ; и будешь тогда имѣть возможность молиться, какъ должно.
      12. Когда срѣтитъ тебя искушеніе, или раздражитъ чье-либо прекословіе, — такъ что ты или на гнѣвъ подвигнешься противъ того, кто воспоперечилъ тебѣ, или даже произнесешь какое неподобное слово; тогда вспомни о молитвѣ и о судѣ во время ея (надъ тобою въ совѣсти предъ лицемъ Бога), — и тотчасъ укротится въ тебѣ безчинное движеніе.
      13. Что ни сдѣлаешь ты въ отмщеніе брату, онеправдовавшему тебя, все то въ соблазнъ будетъ тебѣ (смущать будетъ тебя) во время молитвы.
      14. Молитва есть вѣтвь (отъ древа) кротости и безгнѣвiя.
      15. Молитва проявленіе (проторженiе) радости и благодаренія.
      16. Молитва есть врачевство печали и унынія.
      17. Иди, продаждь имѣніе твое, и даждь нищимъ (Мѳ. 19, 21), и взявъ крестъ, отвергнись себя (—16, 24), чтобъ можно было тебѣ молиться безъ развлеченія.
      18. Если хочешь молиться похвальною молитвою, отвергайся себя во время молитвы и, крайнія озлобленія терпя, будь любомудръ молитвы ради.
      19. Если какую бы ни пришлось тебѣ терпѣть прискорбность, будешь любомудръ; то плодъ сего обрѣтешь во время молитвы.
      20. Если желаешь молиться, какъ должно, не печаль души (или не держи огорченія на душѣ); иначе всуе теченіе твое (или молитвенный трудъ твой).
      21. Остави даръ твой, говоритъ Господь, предъ алтаремъ, и шедъ прежде смирися съ братомъ твоимъ (Мѳ. 5. 24), — и тогда, пришедши, станешь молиться безъ смущенія; ибо злопомнѣнiе наводитъ мракъ на владычественный умъ молящагося и тьмою окружаетъ молитвы его.
      22. Собирающіе въ себѣ печали (огорченія) и злопомнѣнiя, и держащіе (въ этомъ состояніи молитву), походятъ на тѣхъ, которые черпаютъ воду и вливаютъ ее въ дирявую кадь.
      23. Если ты терпѣливъ, то всегда будешь молиться съ радостію.
      24. Когда молишься, какъ должно, могутъ встрѣтиться тебѣ (или придти на умъ) какія либо дѣла, за которыя покажется тебѣ праведнымъ погнѣваться на ближняго. (Поостерегись). — Нѣтъ совсѣмъ гнѣва на ближняго, который былъ бы праведенъ. И, если поищешь, то найдешь, что можно и безъ гнѣва дѣло устроить хорошо. Почему всячески ухитряйся — не подвигнуться на гнѣвъ.
      25. Смотри, какъ бы, думая уврачевать другаго, самому не остаться неисцѣленнымъ, и не дать препинанія молитвѣ своей.
      26. Щадя другихъ и не гнѣваясь на нихъ, и себѣ обрѣтешь пощаденiе, покажешь себя разумнымъ въ отношеніи мнѣнія о себѣ и будешь въ числѣ истинно молящихся.
      27. Вооружаясь противъ гнѣва, никогда не потерпишь прираженiя похоти; ибо она даетъ пищу гнѣву, а этотъ возмущаетъ умное око и повреждаетъ молитвенное устроеніе.
      28. Молясь не ограничивайся одними внѣшними тѣлодвиженіями и положеніями, но возводи умъ свой въ чувство духовной молитвы съ великимъ страхомъ.
      29. Иногда лишь станешь на молитву, тотчасъ начнешь молиться хорошо; а иногда, и много потрудившись, не улучишь этой желанной цѣли; (и сіе попускается тебя для того), чтобы ты еще усерднѣе взыскалъ (молитвы) и, получивъ, имѣлъ молитву совершенно исправною, безопасною отъ окраденiя.
      30. Когда приблизится къ намъ Ангелъ, тотчасъ удаляются всѣ, стужающiе намъ (демоны): умъ бываетъ тогда въ великой отрадѣ и молится здраво. А иногда во время належаншя обычной брани, умъ бьется борясь и не дается ему возникнуть (къ богомыслiю и благочувствiю). Это за то, что онъ прежде окачествовался разными страстями (увлекался, вкусилъ ихъ). Впрочемъ, если побольше поищетъ, найдетъ, и если не полѣнится толкать, отверзется ему.
      31. Не молись, да будетъ по желаніямъ твоимъ; ибо онѣ не во всемъ бываютъ согласны съ волею Божіею. Но лучше молись, какъ наученъ, говоря: да будетъ на мнѣ воля Твоя (Мѳ. 6, 10). И во всякомъ дѣлѣ такъ проси Его: ибо Онъ всегда желаетъ добраго и полезнаго душѣ твоей, а ты не всегда этого взыскиваешь.
      32. Много разъ, молясь, просилъ я, да будетъ мнѣ, что казалось благомъ для меня, и настаивалъ на прошеніи, неразумно нудя волю Божію, а не Богу предавая устроить лучше то, что Онъ вѣдаетъ полезнымъ для меня. Но получивъ (просимое), бывалъ потомъ въ великой скорби, и именно за то, что не просилъ, — да будетъ лучше по волѣ Божіей; ибо дѣло оказывалось для меня не такимъ, какъ я думалъ.
      33. Что благо, кромѣ Бога? Предадимъ же Ему все, касающееся насъ, и благо намъ будетъ; ибо Благій конечно есть и благихъ даровъ податель.
      34. Не скорби, не получая тотчасъ отъ Бога того, о чемъ просишь. Онъ хочетъ доставить тебѣ большее благодѣяніе тѣмъ самымъ, что заставляетъ тебя съ терпѣніемъ долѣе предстоять Ему въ молитвѣ. Ибо что выше, какъ простирать бесѣду къ Богу и объяту быть общеніемъ съ Нимъ.
      35. Не разсѣянная молитва есть наивысшее умное дѣланіе.
      36. Молитва есть восхожденіе ума къ Богу.
      37. Если вожделѣнна для тебя настоящая молитва, отрекись отъ всего, да все наслѣдуешь.
      38. Молись во первыхъ о томъ, чтобъ очиститься отъ страстей, во вторыхъ о томъ, чтобъ избавиться отъ невѣдѣнія и забвенія, и въ третьихъ о томъ, чтобъ избавлену быть отъ всякаго искушенія и оставленія.
      39. Ищи въ молитвѣ своей только правды и царствія, т.-е. добродѣтели и вѣдѣнія, — и прочее все приложится тебѣ (Мѳ. 6, 33).
      40. Праведно молится не о своемъ только очищеніи, но и объ очищеніи всякаго человѣка, въ подражаніе Ангельскому чину.
      41. Смотри, воистину ли Богу предстоишь ты въ молитвѣ своей, или препобѣждаешься желаніемъ человѣческой похвалы и ее уловить стараешься, прикрывая это (не доброе желаніе благовиднымъ) протяженіемъ молитвы.
      42. Съ братіею ли молишься, или наединѣ, подвизайся не обычаю только удовлетворить, но помолиться въ чувствѣ.
      43. Свойственно молитвѣ (сей — въ чувствѣ) самоуглубленіе съ благоговѣніемъ, умиленіемъ и болѣзнованiемъ душевнымъ, при исповѣданіи съ негласными воздыханіями грѣхопаденiй.
      44. Если умъ твой окрадается [5] во время молитвы, то онъ не какъ монахъ молится, но еще мірянинъ есть, украшающій внѣшнюю скинію.
      45. Когда молишься, всѣми силами храни память свою, чтобъ она не предлагала тебѣ своего; но всячески воздвигай себя къ разумному предстоянію (съ сознаніемъ, кому и для чего предстоишь). Ибо во время молитвы умъ обыкновенно очень окрадается памятію (приводитъ она на мысль вещи, лица, событія, и ими отвлекаетъ отъ молитвы вниманіе ума).
      46. Память приводитъ тебѣ на умъ во время молитвы или воображенія давнихъ дѣлъ, или новыя заботы, или лицѣ, оскорбившаго тебя.
      47. Очень завидуетъ демонъ человѣку молящемуся и всякія употребляетъ хитрости, чтобъ разстроивать такое намѣреніе его; поэтому не перестаетъ возбуждать посредствомъ памяти помыслы о разныхъ вещахъ, и посредствомъ плоти приводитъ въ движеніе всѣ страсти, чтобъ только помѣшать какъ-нибудь прекрасному его теченію (т.-е. труду молитвенному) и къ Богу преселенію (восхожденію вниманіемъ).
      48. Когда вселукавый демонъ, многія употребивъ хитрости, не успѣетъ воспрепятствовать молитвѣ рачительнаго (молитвенника); тогда не много ослабляетъ (свои нападки), но за то потомъ, когда кончитъ онъ молитву, отмщаетъ ему. Ибо, или воспламенивъ его гнѣвомъ, уничтожаетъ то прекрасное настроеніе, какое пріобрѣтается молитвою, или раздраживъ какую либо безсловесную сласть (позывъ ко вкушенію чувственнаго удовольствія), посмѣвается надъ умомъ.
      49. Помолившись, какъ должно, ожидай, что не должно, — и стой мужественно, охраняя плодъ свой. На это съ самаго начала ты поставленъ, — т.-е. чтобъ дѣлати и хранити (Быт. 2, 15). Почему подѣлавши (совершивъ какъ должно молитву), не оставляй безъ охраны того, что стяжалъ трудомъ; иначе никакой не останется тебѣ пользы отъ молитвы.
      50. Вся, ведомая между нами и нечистыми духами, брань: не изъ-за чего другого ведется, какъ изъ-за духовной молитвы, ибо она очень имъ противоборственна и несносна, а намъ спасительна и благопріятна.

–––––––––––––––––––––––

[1] Воздержанiе, мужество, мудрость, правда.
[2] Въ Доброт. Греч. и Слав.: «ничесому же посредѣ сущу»,
[3] Славянское: «исполненiемъ заповѣдей», — можетъ быть лучше.
[4] άγριότητα — дикость.
[5] По patrol. gr. озирается туда и сюда, или вокругъ



«Вернуться къ оглавленiю


Молитвенная помощь
      Просимъ молитвъ нашихъ читателей о здравіи и спасенiи души іеромонаха Митрофана, іеромонаха Варѳоломея, протоіерея Владиміра, іерея Бориса, iерея Алексiя, рабовъ Божiихъ Виктора, Максима, Сергiя, Галины, Елены, Татiаны и всѣхъ Православныхъ Христiанъ.

  Авторъ проекта Викторъ Богучаровъ .

  © 2008–2009, «Бесѣда въ храмѣ» .