Беседа въ храме

О проектѣ
Афиша
Новости
Бесѣда въ храмѣ
Библiотека
Благотворительность
Церковная лавка
Ссылки


Электронная почта




.

Библiотека » Добротолюбiе » Святой Антонiй Великiй. » Слова 66—82.

Слова 66—82.

      66. Кто ходить будетъ по волѣ Божіей, которая слаще меда и исполнена всѣми радостями, тому она сама будетъ помогать и его укрѣплять, и дастъ душѣ его совершать дѣла дивныя и предуготовитъ предъ нимъ всѣ стези, Господу любезныя; и не возможетъ тогда ни одинъ врагъ противостоять ему, отъ того, что онъ ходитъ по волѣ Божіей. Но кто ходитъ въ своей волѣ, тому Богъ ни въ чемъ не подастъ помощи, но оставитъ его демонамъ, которые будутъ витать въ сердцѣ его день и ночь, и не дадутъ ему возымѣть ни въ чемъ никакого покоя, и сдѣлаютъ его безсильнымъ и немощнымъ во всѣхъ дѣлахъ, какъ внѣшнихъ, такъ и внутреннихъ, и многое другое наведутъ они на него пагубное и вредное. Діаволъ иногда вселяетъ въ нихъ радость и веселiе; но въ этомъ не можетъ быть радости, а одна туга и печаль, Если и бываетъ что похожее на радость, то въ этомъ нѣтъ истины, а одинъ призракъ, ибо не отъ Бога. Истинная радость исходитъ отъ Бога и подается только тому, кто самого себя нудитъ постоянно на то, чтобъ свою волю отвергать, а волю Божію во всемъ исполнять. Воля, которая дѣйствуетъ въ сердцѣ человѣческомъ, бываетъ трояка: первая — отъ діавола; вторая — отъ человѣка; третья — отъ Бога; къ двумъ первымъ не благоволитъ Богъ, а (благоволитъ) только къ той, которая отъ Него. Разсмотрите же самихъ себя, и отвергнувъ все стороннее, одну Божію волю возлюбите. Ибо немаловажно для человѣка постоянно уразумѣвать волю Божію во всемъ. Увѣряю васъ, что если не оставитъ человѣкъ всей воли сердца своего, и не отвергнетъ себя во всемъ, и не отброситъ отъ себя всего богатства и имѣнія своего, и не покорится Господу, чрезъ повиновеніе отцамъ своимъ духовнымъ, — то ни познать не возможетъ воли Божіей, ни исполнить ея, и лишенъ будетъ послѣдняго благословенія. (Письмо 20-е).
      67. Господь намъ не сказалъ, что здѣсь будетъ воздаяніе; но что здѣсь будутъ искушенія, тѣсноты, нужды и скорби, а тамъ воздаяніе. Эта жизнь есть путь подвиговъ и искушеній. (Тамъ же).
      68. Если вы будете терпѣливы, послушны и покорны отцамъ своимъ, то прекрасное воздастъ вамъ Господь воздаяніе; и вотъ тотъ трудъ, который помянется предъ лицомъ Господа. Кто повинуется отцамъ своимъ, тотъ Господу повинуется, и кто Господу повинуется, тотъ и отцамъ своимъ повинуется. (Тамъ же).
      69. [1]Прежде всего, да вѣруемъ въ Господа нашего Іисуса Христа, да покланяемся Ему и покорствуемъ, и волю Его да творимъ во всякое время и мгновеніе. (Слово 1-е).
      70. Будемъ ходить въ страхѣ Господнемъ, такъ какъ намъ предписано — со страхомъ и трепетомъ содѣвать свое спасеніе (Фил. 2, 12). Страхъ Господень искореняетъ изъ души всѣ лукавства и грѣхи. Кто же не боится Бога, тотъ впадаетъ во многая злая. Страхъ Господень хранитъ человѣка и бережетъ, пока не сброситъ онъ съ себя сего тѣла, какъ написано: страха ради твоего во чревѣ прiяхомъ, и поболѣхомъ и родихомъ духъ спасенія (Исаіи 26, 18). (Слово 2-е).
      71. Кто незлобивъ, тотъ совершенъ и богоподобенъ. Онъ исполненъ радованія и есть покоище Духа Божія. Какъ огонь сжигаетъ большіе лѣса, когда понебрежешь о немъ; такъ злоба, если допустишь ее въ сердце, погубитъ душу твою, и тѣло твое осквернитъ, и много принесетъ тебѣ неправыхъ помышленій; возбудитъ брани, раздоры, молвы, зависть, ненависть и подобныя злыя страсти, отягчающія самое тѣло и причиняющія ему болѣзни. Поспѣшите стяжать незлобіе и простосердечіе святыхъ, чтобъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ принялъ васъ къ Себѣ, и каждый изъ васъ могъ съ радостью сказать: мене же за незлобіе пріялъ, и утвердилъ мя еси предъ Тобою во вѣкъ (Псал. 40, 13). (Слово 4-е).
      72. Богъ говоритъ черезъ Пророка: на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словесъ Моихъ (Исаія 66, 2). Господь же нашъ такъ говоритъ въ Евангеліи: научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ, и обрящете покой душамъ вашимъ (Матѳ. 11, 29). Итакъ, стяжите себѣ смиреніе и не ходите съ гордостью сердца, свойственной діаволамъ. Кто ходитъ съ гордостью сердца, тотъ причастникъ діаволовъ. Человѣкъ высокосердный всѣмъ ненавистенъ, потому что дѣла его хвастливы: отъ чего и впадаетъ онъ во многіе грѣхи. Всѣ грѣхи мерзки передъ Богомъ, но всѣхъ мерзостнѣе гордость сердца. Кто увѣщеваетъ или подаетъ совѣтъ гордому, тотъ походитъ на льющаго воду въ дырявый сосудъ, или на того, кто простираетъ рѣчь къ пролетающей птицѣ. Гордые сердцемъ люди презрѣнны передъ Богомъ; сердца же смиренныя и сокрушенныя Богъ не уничижитъ. Сама любовь Божія, нисшедши къ намъ отъ вышнихъ, сдѣлалась смиренной до послѣднихъ степеней. Возлюбимъ же смиреніе, чтобъ можно было взывать: виждь смиреніе мое и трудъ мой, и остави вся грѣхи моя (Псал. 24, 18). (Слова 5 и 1-е).
      73. Не ходите вслѣдъ похоти очесъ своихъ и не разслабляйтесь сердцемъ своимъ. Ибо злая похоть развращаетъ сердце и омрачаетъ умъ. Дальше отходите отъ ней, да не прогнѣвается на васъ живущій въ васъ Духъ Божій. Станемъ подвизаться за чистоту даже до смерти и всячески блюсти себя отъ скверныхъ похотей: для того будемъ остерегаться взирать на красоту женъ. Не будемъ рабами нечистыхъ страстей и срамныхъ похотей, которыя ненавидитъ Богъ. Имя Бога преднапишите предъ очами сердецъ вашихъ, чтобъ внутрь васъ непрестанно взывалось: вы есте церкви Бога жива (2 Кор. 6, 16) и мѣсто покоища Духу Святому. Кто увлеченъ нечистыми похотями, тотъ предъ Богомъ подобенъ скотамъ, лишеннымъ всякаго смысла, по слову Псалмопѣвца, св. Давида Пророка (Пс. 48, 13). Итакъ, ненавистью возненавидимъ око оное непотребное и взыщемъ чистоты, поелику она есть слава Ангеловъ Божіихъ. Но если, по внушенію діавола, падемъ, — возстанемъ черезъ покаяніе и приступимъ къ Тому, Кто пришелъ взыскать овцу, блуждавшую во грѣхѣ (Лук. 15, 4). (Слово 6-е).
      74. Кто не можетъ хранить устъ своихъ и языка, пусть позаботится, по крайней мѣрѣ, не многъ быти въ словесѣхъ своихъ (Іов. 11, 3). Блюдись, человѣкъ, возьми власть надъ языкомъ своимъ, и не умножай словъ, чтобъ не умножить грѣховъ. Положи перстъ на уста твои и узду на языкъ твой, потому что многорѣчивый человѣкъ не оставляетъ въ себѣ мѣста Духу Святому. Если кто, новичокъ еще, бесѣдуя съ тобою, спроситъ тебя о чемъ-либо спасительномъ для души его, отвѣть ему; если же о томъ, отъ чего нѣтъ ему пользы, будь какъ глухой, который не слышитъ, и какъ нѣмой, который не говоритъ. (Слово 8-е).
      75. Понудимъ себя крѣпкую приставить стражу къ устамъ своимъ, чтобъ о комъ-либо не сказать чего-либо худого, потому что худая рѣчь хуже всякихъ ядовъ. Всѣ раны залѣчиваются, а рана отъ языка не имѣетъ врачеванія. Языкъ неосторожнаго охуждателя, движимый діаволомъ, ядовитѣе языка змѣинаго, потому что онъ возбуждаетъ свары и горькія враждованiя среди братій, сѣетъ мятежи и злодѣйства между мирными и разсѣиваетъ многолюдныя общества. Итакъ, бѣгайте охужденiя другихъ, и прилежите молчанію. Любящій молчаніе пребываетъ близъ Бога и Ангеловъ Его, и въ вышнихъ мѣсто его. Господь говоритъ, что Онъ тогда сохранитъ пути твои, — когда ты самъ будешь хранить уста свои (Притч. 13, 3). (Слово 10-е)..
      76. Святое Писаніе удостовѣряетъ, что стыдъ бываетъ двоякаго рода: одинъ, отъ котораго рождается грѣхъ; а другой, отъ котораго происходитъ слава и благодать (Сирах. 4, 23 – 25). Стыдѣнiе сдѣлать грѣхъ есть истинный и спасительный стыдъ; стыдъ же, изъ котораго рождается грѣхъ, есть препятствующее приводить въ исполненіе заповѣди Божіи. Ничего не стыдись дѣлать, что согласно съ волей Божьей, и въ дѣлѣ истины не таись; не бойся возвѣщать ученіе Господне, или словеса премудрости, и не стыдись грѣхи свои открывать духовному отцу своему. (Слово 12-е).
      77. Господь нашъ, движимый состраданіемъ къ душамъ нашимъ, говоритъ въ св. Евангеліи: горе вамъ, когда будутъ говорить о васъ добрыя слова и прославлять васъ, и вы славы Божіей не взыщете (Лук. 6, 26; Иоан, 5, 44). Итакъ, будемъ подвизаться даже до смерти, противясь тщеславію и его злѣйшія отсѣчемъ отрасли, чтобъ не быть доведенными до погибели. Бѣги отъ тщеславія; ибо многіе погибли отъ него. Оно побуждаетъ человѣка на многіе труды, — посты, молитвы, многократныя бдѣнія нощныя, милостыни, раздаваемыя предъ человѣками и на многое подобное; но всѣмъ этимъ онъ ничего другого же достигнетъ, кромѣ стыда и поношенія. Не будемъ стараться выказывать въ себѣ что-либо, особенно великое, чтобъ не погибнуть по причинѣ сего, и не запутаться въ многочисленныя отрасли тщеславія, потому что демоновъ тщеславія чрезвычайно много. Ревностнѣе же устремимся къ стяжанію славы святыхъ, равно какъ и нищеты ихъ, чтобъ получить оную сладкую похвалу Божiю: блажени нищiи духомъ, яко тѣхъ есть царствіе небесное (Матѳ. 5, 3). (Слово 13-е).
      78. Господь нашъ Іисусъ Христосъ въ Евангеліи Своемъ сказалъ: въ терпѣніи вашемъ стяжите души ваша (Лук. 21, 19). Также: претерпѣвый до конца, той спасенъ будетъ (Мѳ. 10, 22; 24, 13). Съ какой потому ревностью надлежитъ намъ истинно потрудиться и потерпѣть, чтобъ достигнуть того, что уготовано намъ на небесахъ? Прежде, впрочемъ, чѣмъ дойдемъ до изліянія крови, не будемъ хвалиться; потому что ни одинъ художникъ не хвалится своимъ произведеніемъ прежде окончанія его. Того надлежитъ наименовать блаженнымъ, кто стяжалъ побѣду терпѣніемъ. Въ свое время онъ прославленъ будетъ въ вышнихъ, какъ Лазарь. (Слово 14-е).
      79. Псалмопѣвецъ Давидъ сказалъ: сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устомъ моимъ (Пс. 118, 103). Также: судьбы Господни вожделѣнны паче камене честна многа (Пс. 18, 10. 11). Истинно блаженъ тотъ, кто бодрствуетъ и исполняетъ заповѣди Господа нашего Іисуса Христа, пока достигнетъ истиннаго познанія Его, такъ что можетъ сказать: удивися разумъ Твой отъ мене (Пс. 138, 6). Бойся быть невѣрнымъ, чтобъ не прогнѣвался на тебя Создавшій насъ. Кто проповѣдуетъ истину невѣру, укоряетъ или учитъ его, тотъ подобенъ человѣку, бросающему драгоцѣннѣйшіе перлы въ глубину моря. Напротивъ, какъ вода по наклонной землѣ стекаетъ внизъ и бѣжитъ туда стремительно, такъ слово Господне натекаетъ въ душу вѣрующаго. (Слово 15-е).
      80. Будемъ бодрствовать и постоянно возгрѣвать благую ревность въ домѣ ума нашего, чтобъ не назвали насъ нерадивыми и лѣнивыми. Надъ ревностнымъ и бодреннымъ страсти никогда не возьмутъ верха. Если ж падетъ онъ когда, по кознямъ искусителя, ревность и бодренность тотчасъ возстановляетъ его. А нерадивый и безпечный, не имѣющій ревности о богоугожденiи, если падетъ отъ искушеній діавола, даже не замѣчаетъ совершеннаго имъ грѣха, потому что сердце его жестко, какъ камень, и онъ подобенъ мулу усмиренному и заузданному, на котораго всякій садится, безъ сопротивленія съ его стороны. Въ такого рода людяхъ діаволъ совершаетъ всѣ свои похоти и свое всецѣлое растлѣніе и куда хочетъ влечетъ каждаго изъ нихъ, пока исполнятся неправды его, и онъ умретъ со стенаніями и плачемъ. Нерадивый походитъ на домъ развалившійся и брошенный жильцами, — который никакой ни у кого не имѣетъ цѣны, но отвратителенъ всѣмъ, будто проклятый, какъ жилище ехиднъ, скорпіоновъ и звѣрей; никто о немъ не печется, какъ о развалившемся и запустѣломъ. Таково состояніе нерадиваго! Позаботьтесь хранить ревность и никогда не отлагайте ее, чтобъ не попасть подъ власть врага. Когда есть въ человѣкѣ эта прекрасная ревность и благопопеченiе, то она отъ всѣхъ паденій и поврежденій восставляетъ и предостерегаетъ его, такъ что человѣкъ такой бываетъ мѣстомъ упокоенія Духу Святому и, счастливо совершивъ путь свой, удостаивается въ мирѣ внити въ покой святыхъ. (Слово 16-е).
      81. Слышали мы, что блаженный Павелъ, когда дошелъ до разсужденія о дѣвствѣ, такъ о немъ сказалъ: повелѣнія Господня не имамъ (1 Кор. 7, 25). Не имѣлъ онъ повелѣнія потому, что не всѣ могутъ понести тяжелое иго сіе: почему и оставлено оно произвольному выбору тѣхъ, кои понести его въ силахъ. Никто изъ дѣвственниковъ не хвались дѣвствомъ, такъ какъ оно есть благодать Самаго Бога. Дѣвство отдаляетъ отъ себя женскія чувства, плотскія помышленія, гордость сердца и любовь ко всему тому, что дiаволово; далеко отъ себя отгоняетъ оно также нетерпѣливую ропотливость, ненависть къ людямъ и славу мірскую; прилежитъ Богослуженію, воздерживаетъ языкъ и чрево наказываетъ постами. Когда оно украшено всѣмъ этимъ, то бываетъ жертвой безъ порока и скверны. Если ты, дѣвствующая душа, будешь заботиться о многихъ яствахъ, и будешь ходить съ удивленіемъ къ себѣ (занятая собою), то будешь постыжена во всѣхъ дѣлахъ своихъ. Если не будешь блюсти языка своего, будешь пуста во все теченіе жизни твоей, и тщетно подняла ты великіе труды. (Слово 17-е).
      82. Будемъ праведно ходить тѣмъ путемъ, коимъ шли святые, о коихъ написано: блажени непорочнiи въ пути, ходящiи въ законѣ Господни (Пс. 118, 1). То есть, въ чистотѣ тѣла, въ чистотѣ языка, въ чистотѣ очей, въ чистотѣ рукъ, въ чистотѣ ушей, въ чистотѣ ногъ, въ правомъ предъ Богомъ помышленіи и въ чистомъ сердцѣ въ отношеніи другъ къ другу, какъ говоримъ мы въ молитвахъ: сердце чисто созижди во мнѣ, Боже, и духъ правъ обнови во утробѣ моей (Псал. 50, 12). (Слово 18-е).

–––––––––––––––––––––––

[1] Отселѣ начинаются наставленiя, извлеченныя изъ 20-ти словъ къ монахамъ.



«Вернуться къ оглавленiю


Система Orphus


Молитвенная помощь
      Просимъ молитвъ нашихъ читателей о здравіи и спасенiи души іеромонаха Митрофана, іеромонаха Варѳоломея, протоіерея Владиміра, іерея Бориса, iерея Алексiя, рабовъ Божiихъ Виктора, Максима, Сергiя, Галины, Елены, Татiаны и всѣхъ Православныхъ Христiанъ.

  Авторъ проекта Викторъ Богучаровъ .

  © 2008–2009, «Бесѣда въ храмѣ» .