Беседа въ храме

О проектѣ
Афиша
Новости
Бесѣда въ храмѣ
Библiотека
Благотворительность
Церковная лавка
Ссылки


Электронная почта




.

Библiотека » Добротолюбiе » Святой Антонiй Великiй. » Слова 58—65.

Слова 58—65.

      58. Духъ Святой непрестанно вѣетъ благоуханіемъ пріятнѣйшимъ, сладчайшимъ и неизъяснимымъ для языка человѣческаго. Но кто знаетъ сію пріятность Духа и Его сладость, кромѣ тѣхъ, которые удостоились того, чтобъ Онъ вселился въ нихъ? Духъ Святой вселяется въ душахъ кающихся не иначе, какъ послѣ многихъ трудовъ. Много подобнаго видимъ мы и въ мірѣ семъ: камни, напримѣръ, драгоцѣнные иначе не достаются, какъ съ большимъ трудомъ. Взыскавъ сего Духа, святые обрѣли Его; и Онъ-то есть истинный бисеръ многоцѣнный, о коемъ поминается во святомъ Евангеліи (Матѳ. 13, 45. 46), въ притчѣ о купцѣ, искавшемъ добрыхъ бисеровъ, который, нашедши одинъ многоцѣнный бисеръ, пошелъ, продалъ все свое и купилъ его. Онъ же разумѣется и въ другой притчѣ о сокровищѣ, скрытомъ на полѣ, которое нашедши человѣкъ скрылъ и отъ радости пошелъ продалъ все что имѣлъ, и купилъ село то (Матѳ. 13,44). Искушенія ни на кого такъ не возстаютъ, какъ на тѣхъ, кои получили Духа Святаго. И Господь нашъ, когда по крещеніи сошелъ на Него Духъ Святый въ видѣ голубя, изведенъ былъ Духомъ въ пустыню, искуситися отъ діавола, который испыталъ Его всѣми своими искушеніями, но ни въ чемъ не успѣлъ противъ Него, какъ пишется о семъ въ Евангеліи Луки: и скончавъ все искушеніе, діаволъ отыде отъ Него до времене (Лук. 4,13). Господь же Іисусъ возвратился въ Галилею въ силѣ Духа. Такъ и всѣхъ, пріемлющихъ Духа, борющихся и побѣждающихъ, Духъ Святой укрѣпляетъ и подаетъ имъ силу препобѣждать всякое искушеніе. (Письмо 19-е).
      59. Серафимъ, котораго видѣлъ Пророкъ Іезекіиль (Iезек. 1, 4. 9), есть образъ вѣрныхъ душъ, кои подвизаются достигнуть совершенства. Имѣлъ онъ шесть крыльевъ, преисполненныхъ очами; имѣлъ также четыре лица, смотрящихъ на четыре стороны: одно лицо подобно лицу человѣка, другое — лицу тельца, третье — лицу льва, четвертое — лицу орла. Первое лицо Серафимово, которое есть лицо человѣческое, означаетъ вѣрныхъ, кои живя въ мірѣ, исполняютъ заповѣди на нихъ лежащія. Если кто изъ нихъ выйдетъ въ монашество, то онъ подобнымъ становится лицу тельца, потому что несетъ тяжелые труды въ исполненіи монашескихъ правилъ и совершаетъ подвиги болѣе тѣлесные. Кто, усовершившись въ порядкахъ общежитія, исходитъ въ уединеніе и вступаетъ въ борьбу съ невидимыми демонами, тотъ уподобляется лицу льва, царя дикихъ звѣрей. Когда же побѣдитъ онъ невидимыхъ враговъ и возобладаетъ надъ страстями и подчинитъ ихъ себѣ, тогда будетъ восторгнутъ горѣ Духомъ Святымъ и увидитъ Божественныя видѣнія; тутъ уподобится лицу орла: умъ его будетъ тогда видѣть все, могущее случиться съ нимъ съ шести сторонъ, уподобясь тѣмъ 6-ти крыламъ, полнымъ очей. Такъ станетъ онъ вполнѣ Серафимомъ духовнымъ и наслѣдуетъ вѣчное блаженство. (Письмо 19-е).
      60. Чистота, миръ непрестанный и неизмѣнный, милосердіе полное и другія прекрасныя добродѣтели, которыя вѣнчаются благословеніемъ, — суть заповѣди Божіи. Старайтесь исполнить эти велѣнія Духа, коими оживятся души ваши и при посредствѣ коихъ воспрiимете вы Господа въ самихъ себя: они суть безопасный путь. Безъ чистоты тѣла и сердца никто же можетъ быть совершенъ предъ Богомъ, почему сказано въ свъ. Евангеліи: блажени чистiи сердцемъ, яко тiи Бога узрятъ (Матѳ. 5, 8). Совершенство рождается отъ чистоты сердца. Въ сердцѣ находится добро естественное и зло неестественное. Отъ зла рождаются страсти душевныя, каковы: осужденіе, ненависть, самомнѣніе и другія подобныя. Добро же (сердца естественное) — рождаетъ познаніе Бога (страхъ Божій) и святость или чистоту души отъ всѣхъ страстей (совѣсть). Если человѣкъ рѣшится исправиться и начнетъ избѣгать всякаго зла, вооружившись противъ него подвигами, — плачемъ, сокрушеніемъ, воздыханіями, постомъ, бдѣніями, бѣдностью и многими къ Богу молитвами, то Господь по Своей благодати поможетъ ему и отъ всѣхъ душевныхъ страстей избавитъ его. Многіе, долгое время пребывая въ монашествѣ и дѣвствѣ, не научились этой наукѣ чистоты, потому что, презрѣвъ наставленія отцовъ своихъ, послѣдовали желаніямъ сердца своего; по какой причинѣ взяли надъ нимъ верхъ злые духи-душегубители, поражая ихъ скрытными стрѣлами ночь и день и не давая имъ покоя ни въ какомъ мѣстѣ, такъ что сердца ихъ заняты то гордостью, то тщеславіемъ, то нечестивою завистью, то осужденіемъ, то гнѣвомъ и яростью, то сварами и другими премногими страстями. — Таковыхъ часть будетъ съ пятью юродивыми дѣвами за то, что неразумно проводятъ все время свое, — не обуздываютъ языковъ своихъ, не хранятъ чистыми очей своихъ и тѣлъ отъ похотей, и сердецъ своихъ отъ нечистотъ, и другихъ вещей, плача достойныхъ, потому что они нечисты, — довольствуясь одной одеждой льняной, которая есть только образъ дѣвства: почему лишаются и елея небеснаго для возжженія лампадъ своихъ; и Женихъ никогда не отворитъ имъ дверей чертога Своего, и скажетъ имъ, какъ сказалъ въ притчѣ дѣвамъ юродивымъ; аминь глаголю вамъ: не вѣмъ васъ (Матѳ, 25). Пишу это по желанію вамъ спасенія, чтобъ вы сдѣлались свободными и вѣрными, — и чистой невѣстой Христу, Который есть Женихъ всѣхъ душъ, какъ говоритъ Апостолъ Павелъ: обручихъ васъ единому мужу дѣву чисту, представити Христови (2 Кор. 11, 2). (Письмо 20-е).
      61. Золото многократно очищается огнемъ, чтобъ черезъ сильнѣйшее очищеніе оно стало лучше. Равнымъ образомъ Господь нашъ, по благости Своей, очищаетъ человѣка многими искушеніями, испытываетъ его и дѣлаетъ его опытнымъ въ веденіи браней сердечныхъ, такъ что онъ не возвращается болѣе мыслями или памятью къ неправдамъ и униженіямъ, какимъ подвергали его люди; но смиряется предъ Богомъ и на Него возлагаетъ все упованіе свое, будучи всегда готовъ на всякое доброе дѣло предъ Богомъ, какъ сказалъ Давидъ Пророкъ: готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: воспою и пою во славѣ моей (Пс. 107, 2). Содержите въ мысли, что вы будете испытываемы какими-нибудь братьями, посредствомъ поношенія и неправдъ, или подвергнетесь униженію отъ сотрудниковъ своихъ. Почему когда случится съ вами что подобное, стойте твердо, не бойтесь, не унывайте; но благодареніе возсылайте Господу за все это, потому что безъ Него ничего подобнаго не случается, а Имъ попускается по той причинѣ, что испытывать брани необходимо для рабовъ Божіихъ: ибо кто не будетъ испытанъ отъ благости Божіей искушеніями, трудами, скорбями и бѣдствіями, пока навыкнетъ съ терпѣніемъ устаивать въ добрѣ во всѣхъ случаяхъ, тотъ не получитъ отъ Него чести. (Письмо 20-е).
      62. Терпѣливо носите бѣды и скорби, какія съ вами случаются; и благодареніе воздавайте за нихъ Господу съ великимъ смиреніемъ, да вкусите радость отъ трудовъ вашихъ, — подобно блаженной Сусаннѣ, мужественной въ брани, которая преодолѣла похотствованіе тѣхъ двухъ беззаконныхъ старцевъ и отъ ихъ ложной клеветы много понесла бѣдъ и скорби, но которую Богъ, за ея терпѣніе и непоколебимость, въ концѣ ее подвига возвысилъ, а враговъ ее смирилъ, подобно Ѳеклѣ, еще болѣе мужественной духомъ, которая не убоялась причиненныхъ ей родителями ранъ, ни огня, ни раздиранія плоти, ни звѣрей, и которой Богъ даровалъ наконецъ радость сердца и награду трудовъ, когда мужественная вѣра ея угасила огнь пламенѣющій, заградила уста львовъ кровожадныхъ и посрамила всѣхъ враговъ ее; и подобно Іосифу, — смиренному предъ Богомъ и Людьми, котораго, — когда братья, преслѣдовавшіе его по зависти и ненависти за предпочтеніе, которое было оказываемо ему отцомъ, хотѣли пролить кровь его, — сохранила отъ смерти Божественная помощь. Одолѣваемые завистью, они продали его въ рабство, гдѣ жена господина его, которому онъ служилъ, очень много причинила ему бѣдъ и довела до того, что его ввергли въ темницу; но Богъ не оставилъ его. Ибо онъ былъ воздерженъ, кротокъ, чистъ и непороченъ душою и тѣломъ, и не палъ, по Божію къ нему благоволенію, подъ тяжестью всѣхъ тѣхъ несчастій, но перенесъ ихъ терпѣливо, возложивъ упованіе на Господа. И Богъ возвеличилъ его наконецъ, сдѣлавъ его главой Египта и всѣхъ его областей; и братьевъ его, ненавидѣвшихъ его, всѣхъ покорилъ подъ ноги его. Эти помянутыя лица и имъ подобныя, никакъ не въ началѣ своего подвига и борьбы получили отъ Бога честь, но послѣ того, какъ Онъ испыталъ ихъ, очистилъ бѣдствіями и скорбями, и научилъ, какъ слѣдуетъ устаивать во время брани. И тогда уже, какъ видѣлъ, что они мужественно переносятъ бѣды и скорби и на Господа возлагаютъ все свое упованіе, — далъ имъ честь Своей Божественной помощью, а ненавистниковъ ихъ посрамилъ и имъ подчинилъ. (Письмо 20-е).
      63. Пребудьте въ терпѣніи и не давайте разслабляться сердцамъ своимъ во время бѣдствій вашихъ, но воздавайте за нихъ благодареніе, чтобы получить воздаяніе отъ Господа. Да будетъ у всѣхъ васъ — миръ, истина, любовь къ Богу и взаимное благорасположеніе, и да не будетъ у васъ раздоровъ, ни клеветы, ни противорѣчій, ни злой зависти и ни неповиновенія, ни гордости, ни обиды кому изъ людей, ни осмѣянiй, ни тщеславія, ни ненависти, ни взаимнаго недружелюбія. Въ какой обители бываютъ такія дѣйствія, тамъ вселяется гнѣвъ Божій. При томъ знайте, что жизнь наша въ мірѣ семъ очень коротка; потому подорожите ею и не иждивайте ее въ нерадѣніи, чтобъ не засталъ васъ часъ переселенія изъ сей жизни, когда вы гнѣваетесь другъ на друга, и слѣдовательно должны быть причислены къ человѣкоубійцамъ, по Писанію: всякъ, ненавидяй брата своего человѣкоубійца есть (1 Iоан. 3, 15). Щадите другъ друга, да пощадитъ васъ Господь. Ибо это внушаетъ Онъ Самъ, когда говоритъ: отпущайте, и отпустятъ вамъ (Лук. 6, 37). Если кто изъ васъ потерпитъ клевету, пусть приметъ это съ радостью, и все свое предастъ Господу, Который есть праведный Судья и Мздовоздаятель... А кто вознесетъ клевету на ближняго, пусть спѣшитъ смирить себя предъ Господомъ и испроситъ прощеніе у ближняго своего, да пощадитъ его Господь. Не попускайте солнцу заходить во гнѣвѣ вашемъ, какъ учитъ насъ Писаніе (Еф. 4, 26); но съ корнемъ исторгайте изъ сердецъ вашихъ томящія васъ злыя помышленія, какія имѣете другъ на друга, чтобъ такимъ образомъ пресѣкать всякій зародышъ недружелюбія, корень котораго — ненависть и зависть. Эти двѣ страсти суть самыя злыя, ненавистныя и Богу, и людямъ; и ни съ чѣмъ несообразно быть имъ въ комъ-либо изъ вѣрующихъ, или рабовъ Божіихъ. Почему никто изъ насъ да не хвалится, по крайней глупости своей, и не говоритъ: я взялъ верхъ надъ братомъ, и не будетъ ему пощады. Да вѣдаетъ говорящій и помышляющій таковое, что онъ предалъ душу свою въ руки смерти и наслѣдіемъ его будетъ мѣсто плача и скрежета зубовъ, червя неусыпающаго и огня неугасимаго. (Письмо 20-е).
      64. Пробудимся отъ сна, пока еще находимся въ тѣлѣ семъ, воздохнемъ о себѣ самихъ, и будемъ оплакивать себя отъ всего сердца нашего день и ночь, чтобъ избавиться отъ того страшнаго мученія, стенанія, плача и туги, которымъ не будетъ конца; поостережемся идти въ просторныя врата и широкимъ путемъ, вводящимъ въ пагубу, хотя очень многіе идутъ имъ, но пойдемъ въ узкія врата и тѣснымъ путемъ, ведущимъ въ животъ, хотя очень немногіе идутъ имъ. Идущіе симъ послѣднимъ суть истинные дѣлатели, которые получатъ мзду трудовъ своихъ съ радостью и наслѣдуютъ царство. Кто же не совсѣмъ еще готовъ предстать туда, — умоляю его не нерадѣть, пока не ушло время, чтобъ въ нужный часъ не оказаться не имѣющимъ елея, притомъ такъ, что не будетъ никого, кто бы хотѣлъ продать его. Ибо такъ случилось съ тѣми пятью дѣвами юродивыми, которыя не нашли у кого бы купить. Тогда онѣ съ плачемъ воззвали, говоря: Господи, Господи отверзи намъ. Онъ же отвѣщавъ рече имъ: аминь, аминь глаголю вамъ: не вѣмъ васъ (Мѳ. 25, 11. 12). И это случилось съ ними не по другой какой причинѣ, какъ по лѣности. Потомъ онѣ хоть пробудились и начали хлопотать, но уже это ни къ чему не послужило, потому что Господинъ дома всталъ и заключилъ двери, какъ написано. Приведу вамъ и другой, подобный сему, примѣръ. Когда Ной вошелъ въ ковчегъ, самъ съ сыновьями своими и женами ихъ, и со всѣмъ прочимъ, что было съ нимъ, и заключилъ дверь ковчега, по причинѣ потопныхъ водъ, ниспосланныхъ на творящихъ злое, то не открывалъ болѣе двери ковчега, и сынамъ своимъ не попускалъ видѣть это ужасное зрѣлище, которое было въ казнь нечестивымъ тѣмъ; темъ болѣе злые сіи, по заключеніи двери, не могли войти туда, чтобъ быть вмѣстѣ съ праведными, но пагубою погибли всѣ отъ воды потопной, за свою лѣность и непокорность. Ибо Ной въ продолженіе тѣхъ ста лѣтъ, въ которыя строилъ ковчегъ, непрестанно призывалъ ихъ къ лучшей жизни, но они не внимали ему и не послушались его, оттого и погибли. (Письмо 20-е).
      65. Держите братство въ одномъ мѣстѣ и устрояйте его въ мирѣ, единомысліи, смиреніи, страхѣ Божіемъ и молитвахъ. Тогда въ совершенствѣ явится въ васъ благо дома Божія, и вы будете обладать имъ съ радостью и весельемъ. Да украшаютъ васъ сверхъ того вѣра, надежда, любовь, смиреніе, страхъ, разсужденіе, благоговѣйнство, миръ, любовь къ братьямъ. Ибо кто все сіе возымѣетъ, тотъ есть облеченный въ брачную одежду и ходящій въ заповѣдяхъ Духа. Пребудьте во всякомъ смиреніи и терпѣніи, да прейдутъ отъ васъ страсти. (Тамъ же).



«Вернуться къ оглавленiю Слѣдующая страница»


Система Orphus


Молитвенная помощь
      Просимъ молитвъ нашихъ читателей о здравіи и спасенiи души іеромонаха Митрофана, іеромонаха Варѳоломея, протоіерея Владиміра, іерея Бориса, iерея Алексiя, рабовъ Божiихъ Виктора, Максима, Сергiя, Галины, Елены, Татiаны и всѣхъ Православныхъ Христiанъ.

  Авторъ проекта Викторъ Богучаровъ .

  © 2008–2009, «Бесѣда въ храмѣ» .