Беседа въ храме

О проектѣ
Афиша
Новости
Бесѣда въ храмѣ
Библiотека
Благотворительность
Церковная лавка
Ссылки


Электронная почта




.

Библiотека » Добротолюбiе » Святой Антонiй Великiй. » Слова 51—57.

Слова 51—57.

      51. Всякій желающій быть истинно-духовнымъ подвижникомъ, долженъ стараться держать себя вдали отъ шумнаго многолюдства и не приближаться къ нему, чтобъ быть и тѣломъ, и сердцемъ, и умомъ внѣ смятенія и круговращенія людского; ибо гдѣ люди, тамъ и смятеніе. Господь нашъ показалъ намъ образецъ удаленія отъ людей и уединенія, когда одинъ особо восходилъ на гору для молитвы. Въ пустынѣ также побѣдилъ Онъ и діавола, дерзнувшаго вступить съ Нимъ въ борьбу. Конечно, Онъ не былъ безсиленъ побѣдить его и среди многолюдства; но Онъ сдѣлалъ такъ, чтобы научить насъ, что въ уединеніи и безмолвіи удобнѣе можемъ мы побѣдить врага и достигнуть совершенства. Также славы Своей Господь не показалъ ученикамъ Своимъ среди людей, но возвелъ на гору, и тамъ показалъ имъ славу Свою. Іоаннъ Предтеча также былъ въ пустынѣ до дня явленія своего Израилю. Въ мірѣ врагу удобнѣе тѣснить насъ своими орудіями и внѣшними и внутренними; тамъ привлекая къ себѣ нѣкоторыхъ людей, какъ пособниковъ и подручниковъ, ему послушныхъ, онъ при посредствѣ ихъ ведетъ брань противъ вѣрныхъ: какая-нибудь женщина безстыжая бываетъ у него очень сильнымъ оружіемъ, широко распростирая обольстительныя сѣти свои. Іезекіиль, когда видѣлъ четырехъ животныхъ, которые имѣли по четыре лица, и всѣ показывали славу Божію, не былъ въ городѣ, или селеніи, но внѣ, — на полѣ: ибо Богъ говорилъ ему: изыди на поле и увидишь славу Мою (Iезек. 3, 22). И вообще такого рода видѣнія и откровенія не иначе показываемы были святымъ, какъ на горахъ и въ пустыняхъ. Пророкъ Іеремія также, зная какъ угодно Богу уединеніе, сказалъ: благо есть мужу, егда возметъ яремъ въ юности своей, сядетъ наединѣ и умолкнетъ (Плачъ Iерем. 3, 27. 28). Онъ же опять, хорошо зная, какъ много вреда человѣческія молвы приносятъ тѣмъ, кои хотятъ угодить Богу, не удержался, чтобъ не сказать: кто дастъ мнѣ въ пустыни виталище послѣднее, и оставлю люди моя и отыду отъ нихъ? (Iерем. 9, 2). Также и Илія Пророкъ сподобился получать пищу отъ Ангеловъ; а это было не среди толпы народной, не въ городѣ, или въ селѣ, а въ пустынѣ. Все сіе и подобное, бывшее со святыми, написано для убѣжденія насъ подражать тѣмъ, кои любили уединеніе, потому что оно и насъ можетъ привести къ Господу. Почему старайтесь утвердиться въ немъ, какъ должно, чтобъ оно привело васъ къ видѣнію Бога, которое есть самое духовное созерцаніе. (Письмо 17-е).
      52. Хочу сказать вамъ и то, чему подобна душа, въ которую вселился огонь Божій. Подобна двукрылой птицѣ, горѣ возносящейся по небесному воздуху. Изъ всѣхъ тварей только птицамъ свойственны крылья, какъ ихъ особенность; крылья же души, Богу повинующейся, суть устремленіе огня Божія, коими она можетъ воспарять горе къ небу. Если же она лишится сихъ крыльевъ, то не въ силахъ будетъ возвышаться горе, какъ непричастная того огня, горе возносящаго, и станетъ подобною птицѣ, лишенной своихъ крыльевъ, которая потому летать же можетъ. Сверхъ того, душа человѣка похожа на птицу, еще въ томъ отношеніи, что теплота есть причина рожденія птицы на свѣтъ: ибо если птица не будетъ нагрѣвать (насиживать) яицъ, то изъ нихъ не выведутся живые птенцы, потому что они не могутъ иначе возбудиться къ жизни, какъ посредствомъ теплоты. Такъ и Богъ, объемля и согрѣвая души Ему покорныя, возбуждаетъ ихъ къ жизни духовной. Уразумѣвши, такимъ образомъ, что душа, къ Богу прилѣпившаяся и Ему покорная, подобна птицѣ, коей источникъ существованія есть теплота, — никакъ не допускайте себя лишиться силы огня сего. Знайте, что за этотъ огонь, отъ Бога вамъ даруемый, уготованы вамъ отъ діавола многія брани, чтобъ васъ лишить его: ибо онъ хорошо знаетъ, что пока есть въ васъ огонь сей, онъ одолѣть васъ никакъ не можетъ. (Письмо 18-е).
      53. Противьтесь діаволу и старайтесь распознавать его козни. Онъ горечь свою обычно скрываетъ подъ видомъ сласти, чтобъ не быть открытому, и устраиваетъ разныя призрачности, красныя на видъ, — которыя, однако ж, на дѣлѣ совсѣмъ не то суть, — чтобъ обольстить сердца ваши хитрымъ подражаніемъ истинѣ, которая достойно привлекательна: къ этому направлено все его искусство, чтобы всѣми силами противиться всякой душѣ, добрѣ работающей Богу. Многія и разныя влагаетъ онъ страсти въ душу, для погашенія въ ней Божественнаго огня, въ которомъ вся сила; особенно же беретъ покоемъ тѣла и тѣмъ, что съ этимъ соединено. Когда же увидитъ, наконецъ, что всего подобнаго остерегаются и ничего не принимаютъ отъ него, и никакой не подаютъ надежды, чтобъ когда-нибудь послушали его, — отступаетъ отъ нихъ со стыдомъ. Тогда вселяется въ нихъ Духъ Божій. Когда же вселится въ нихъ Духъ Божій, то даетъ имъ покойными быть, или покой вкушать во всѣхъ дѣлахъ ихъ, и сладкимъ содѣлываетъ для нихъ несеніе ига Божія, какъ написано въ Евангеліи: обрящете покой душамъ вашимъ (Матѳ. 11, 29), хотя они взяли и несутъ иго Его на себѣ. Тогда становятся они неутомимыми, какъ въ опытахъ добродѣтели, такъ и въ исполненіи послушанія и въ ночныхъ бдѣніяхъ; не гнѣваются при человѣческихъ напраслинахъ, я не боятся никого, ни человѣка, ни звѣря, ни духа: потому что радость Господня съ ними пребываетъ день и ночь, оживляетъ ихъ разумъ и питаетъ ихъ. Этою радостью возрастаетъ душа, и является годной на все, или совершенною, и ею восходитъ на небо. (Тамъ же).
      54. Видимъ, что дитя растетъ, принимая сначала молоко матери, потомъ другую какую пищу, наконецъ и всякую, какой обычно питаются всѣ люди. Такъ оно крѣпкимъ становится, мужаетъ, и сердце его смѣло встрѣчаетъ враговъ, если они хотятъ напасть на него. Но если схватитъ его въ дѣтствѣ какая-либо болѣзнь, то питаніе его и укрѣпленіе не бываетъ успѣшно; оно выходитъ слабымъ и всякій врагъ одолѣваетъ его и побѣждаетъ. Чтобъ ему стать здоровымъ, и получить силу одолѣвать враговъ, нужно попользоваться пособіемъ я попеченіемъ опытнаго врача. Такъ и душа человѣческая, если нѣтъ въ ней Божіей радости, бываетъ слаба и многія пріемлетъ раны. Если она постарается найти себѣ какого-либо человѣка, Божія служителя, искуснаго въ духовномъ врачевствѣ, и къ нему прилѣпится, то онъ прежде исцѣлитъ ее отъ страстей, потомъ воскреситъ и научитъ ее, какъ при помощи Божіей получить радость ту, которая есть ея пища. Тогда-то она воспротивится врагамъ своимъ, кои суть духи злые, и ихъ одолѣетъ, и совѣты ихъ потопчетъ, и совершеннѣйшей еще возрадуется радостью. (Письмо 18-е).
      55. Берегитесь совѣтовъ злого діавола, когда придетъ онъ въ видѣ правдорѣчиваго, чтобъ прельстить васъ и ввести въ обманъ. Хоть бы онъ пришелъ къ вамъ въ видѣ Ангела свѣтлаго, — не вѣрьте ему и не слушайтесь его: ибо тѣхъ, кои вѣрны, онъ обыкновенно очаровываетъ привлекательной видимостью Истины. Несовершенные не знаютъ этихъ хитростей діавола, и того, что постоянно онъ влагаетъ имъ; совершенные же знаютъ, какъ говоритъ Апостолъ: совершенныхъ же есть твердая пища, имущихъ чувствія обученна долгимъ ученіемъ, въ разсужденіи добра же и зла (Евр. 5, 14). Этихъ врагъ не можетъ обольстить; но вѣрныхъ, которые себѣ мало внимаютъ, удобно прельщаетъ онъ своей сладкой по виду затравой, и ихъ уловляетъ, подобно тому, какъ рыболовъ уловляетъ рыбу, прикрывая остріе удочки затравой. Рыба не знаетъ, что этой затравой прикрыта удочка: потому подплываетъ, проглатываетъ затраву и тотчасъ попадается въ плѣнъ. Если бы рыба знала, что этой затравой она будетъ поймана, безъ всякаго сомнѣнія, не приблизилась бы къ ней и бѣжала бы отъ нея. Равнымъ образомъ и несовершенныхъ вѣрующихъ, какъ мы сказали, уловляетъ врагъ, и по причинамъ совершенно сходнымъ, какъ говоритъ Соломонъ: суть путiе мнящiися прави быти мужу, обаче послѣдняя ихъ зрятъ во дно адово (Прит. 16, 25); писано также у Пророка Амоса: что ты видиши, Амосѣ? Онъ отвѣтилъ: сосудъ (тенета, сѣти) птицелова (8, 2). Птица, изъ страха быть пойманной на землѣ, летаетъ по воздуху и строитъ себѣ гнѣздо, для отдыха и сна, въ самыхъ высокихъ мѣстахъ: тамъ она спитъ беззаботно, зная, что никто не можетъ достать или поймать ее. Но извѣстно, какъ ухитряется обмануть ее птицеловъ: приходитъ къ тому мѣсту, разстилаетъ тенета, и посыпаетъ на виду сѣмена; этой пищей сманиваетъ онъ птицу съ той высоты, она слетаетъ и попадается въ ловъ. Подобнымъ образомъ дѣлаетъ и діаволъ, уловляя несовершенныхъ христіанъ своими хитростями, и низвергая ихъ со своей высоты. Такъ онъ дѣйствовалъ когда прикрылся зміемъ и сказалъ Евѣ: не смертію умрете... въ онъ же аще день снѣсте, отверзутся очи ваши и будете яко бози (Быт. 3,4, 5). Услышавъ эти слова, Ева склонилась къ нему сердцемъ и думала, что тутъ истина, потому что не разсудила о томъ какъ слѣдуетъ. Но когда вкусила сама, и дала вкусить Адаму, тогда случилось съ ними то великое несчастіе: они пали оба съ своей высоты. Такимъ же образомъ поступаетъ діаволъ и съ несовершенными христіанами, когда, не зная какъ различить доброе отъ худого, слѣдуютъ они своимъ склонностямъ, довольствуясь своимъ сужденіемъ и мнѣніемъ; когда отцовъ своихъ совершенныхъ, умѣющихъ вѣрно различать добро отъ зла, — не спрашиваютъ, — а слѣдуютъ желаніямъ своего сердца, думая, что они и сами достигли уже совершенства и получили благословеніе отцовъ своихъ. Таковые подобны тѣмъ птицамъ, которыя построили свои гнѣзда высоко, но слетѣли на землю, попались въ сѣти птицелова и были пойманы. Подобное сему случается съ ними, потому что въ самоувѣренности они дѣйствуютъ всегда по влеченію сердца своего и исполняютъ свои желанія, не слушая отцовъ своихъ и не совѣтуясь съ ними. Посему діаволъ устраиваетъ имъ видѣнія и призраки и надымаетъ ихъ сердце гордынею; иногда даетъ имъ сны ночью, которые исполняетъ для нихъ днемъ, чтобъ въ большую погрузить ихъ прелесть. Этого мало: онъ иногда показываетъ имъ свѣтъ ночью, такъ что свѣтлымъ становится мѣсто, гдѣ они; и многое такого рода онъ дѣлаетъ, даже будто знаменія. Все это онъ дѣлаетъ для того, чтобъ они относительно его оставались спокойными, думая, что онъ Ангелъ, и принимали его. Какъ скоро они примутъ его въ этомъ смыслѣ, онъ низвергаетъ ихъ съ ихъ высоты, по причинѣ духа гордости, который ими овладѣваетъ. Старается онъ держать ихъ въ убѣжденіи, что они сдѣлались великими и славными въ духѣ паче многихъ, и не имѣютъ нужды обращаться къ своимъ отцамъ и слушать ихъ, А они, по Писанію, суть въ самомъ дѣлѣ блестящіе грозди, но незрѣлые и терпкіе. Наставленія отцовъ имъ тяжелы; потому что они увѣрены, что сами знаютъ уже все. (Письмо 18-е).
      56. Твердо знайте, что ни преуспѣть, или возрасти и сдѣлаться совершенными вы не можете, ни умѣть вѣрно различатъ добро отъ зла вы не будете, если не будете повиноваться отцамъ вашимъ. Отцы наши сами такъ поступали: повиновались отцамъ своимъ ихъ наставленія слушали; отъ того преуспѣли, возросли и сдѣлались сами учителями, какъ написано въ Премудрости сына Сирахова: не отступай отъ повѣсти старцевъ, ибо тiи навыкоша отъ отцевъ своихъ: яко отъ нихъ навыкнеши разуму, и во время потребно дати отвѣтъ (Сир. 8, 11 – 12). Итакъ, вы должны подражать тѣмъ, кои покорны были отцамъ своимъ, и ихъ во всемъ слушались, и которыхъ отцы, при помощи Божіей, научили всему, чему сами научились у отцовъ своихъ, и что предали сынамъ своимъ покорнымъ. Такъ Исаакъ слушался Авраама; Іаковъ — Исаака; Іосифъ — Іакова; Елисѣй — Иліи; Павелъ — Ананіи; Тимоѳей — Павла. Сіи всѣ и подобные имъ слушались отцовъ своихъ, исполняли волю ихъ, и слѣдовали ихъ совѣтамъ; оттого познали истину, научились правдѣ, и наконецъ сподобились Духа Святаго, — и стали, такимъ образомъ, провозвѣстниками истины во всемъ, какъ написано у Іезекіиля Пророка: стража дахъ тя дому Израилеву, да слышиши слово отъ устъ Моихъ и воспретиши имъ отъ Мене (3, 17). Итакъ, если желаете преуспѣть и полнѣе возрасти, сдѣлаться невозмутимыми въ сердцѣ своемъ и ни въ чемъ не быть посмѣянными отъ діавола, повинуйтесь отцамъ своимъ и ихъ во всемъ слушайтесь, — и не падете вовѣки. (Письмо 18-е).
      57. Укажу вамъ дѣло, которое одно дѣлаетъ человѣка твердымъ въ добрѣ и блюдетъ его такимъ отъ начала до конца, именно: любите Бога всей душой вашей, всѣмъ сердцемъ вашимъ и всѣмъ умомъ вашимъ, и Ему единому работайте. Тогда Богъ дастъ вамъ силу великую и радость и всѣ дѣла Божіи станутъ для васъ сладки, какъ медъ, все труды тѣлесные, умныя занятія и бдѣнія, и все вообще иго Божіе будетъ для васъ легко и сладко. По любви, впрочемъ, Своей къ людямъ, Господь посылаетъ иногда на нихъ противности, чтобъ не величались, но пребывали въ подвигѣ; и они испытываютъ вмѣсто мужества — отяжеленіе и разслабленіе; вмѣсто радости — печаль; вмѣсто покоя и тишины — волнованiе; вмѣсто сладости — горечь; многое и другое подобное бываетъ съ любящими Господа. Но борясь съ этимъ и препобеждая, они болѣе и болѣе становятся крѣпкими. Когда же наконецъ совсѣмъ все это преодолѣютъ они, тогда во всемъ начнетъ быть съ ними Духъ Святой, тогда не станутъ они болѣе бояться ничего худаго. (Письмо 18-е).



«Вернуться къ оглавленiю Слѣдующая страница»


Система Orphus


Молитвенная помощь
      Просимъ молитвъ нашихъ читателей о здравіи и спасенiи души іеромонаха Митрофана, іеромонаха Варѳоломея, протоіерея Владиміра, іерея Бориса, iерея Алексiя, рабовъ Божiихъ Виктора, Максима, Сергiя, Галины, Елены, Татiаны и всѣхъ Православныхъ Христiанъ.

  Авторъ проекта Викторъ Богучаровъ .

  © 2008–2009, «Бесѣда въ храмѣ» .