Беседа въ храме

О проектѣ
Афиша
Новости
Бесѣда въ храмѣ
Библiотека
Благотворительность
Церковная лавка
Ссылки


Электронная почта




.

Библiотека » Добротолюбiе » Святой Антонiй Великiй. » Слова 41—50.

Слова 41—50.

      41. Молитесь — да даруетъ вамъ Богъ благодать все ясно видѣть и разумѣть, чтобъ вы вѣрно могли различать, что добро и что зло. Написано у Апостола Павла, что совершенныхъ есть твердая пища (Евр. 5, 14). Это суть тѣ, которые долгимъ и тщательнымъ подвигомъ обучили чувства свои и намѣренія относительно добра и зла, сдѣлались сынами царствія и приписаны къ Божественному усыновленію. И Богъ даровалъ имъ мудрость и разсужденіе во всѣхъ дѣлахъ ихъ, чтобъ не прельстилъ ихъ, — ни человѣкъ, ни діаволъ. Должно вамъ знать, что врагъ искушаетъ вѣрныхъ видомъ добра, и многихъ успѣваетъ прельщать, отъ того, что у нихъ нѣтъ разсужденія и мудрости. Посему блаженный Павелъ, когда узналъ эти богатства разума, которыя опредѣлены вѣрнымъ и которыхъ великости нѣтъ предѣла, написалъ къ Ефесеямъ: да дастъ вамъ Богъ духа премудрости и разума, просвѣщенна очеса сердца вашего, яко увѣдѣти вамъ, яко есть упованіе званія вашего и кое богатство славы достоянія вашего и кое богатство славы достоянія Его во святыхъ (Еф. 1. 17, 18). Это дѣлалъ онъ по своей чрезмѣрной къ нимъ любви, зная, что если они достигнутъ этого, то ни въ чемъ не будетъ имъ никакого труда, и никакого не будутъ бояться они страха, радость же Господа будетъ утѣшать ихъ день и ночь и труды ихъ будутъ имъ сладки во всякое время. Многіе изъ монаховъ и дѣвъ, живущихъ въ киновiяхъ, не достигаютъ этой мѣры. И вы, если хотите достигнуть этой мѣры, въ которой верхъ совершенства, отступите отъ всѣхъ, которые носятъ такія имена, т.е. монашества и дѣвства, яснозрѣнiя же сего и разсужденія не имѣютъ; ибо если вы вступите въ общество съ ними, то они не дадутъ вамъ преуспѣвать, а еще погасятъ жаръ вашъ, потому что въ нихъ нѣтъ никакого жара, а есть хладъ, вслѣдствіе того, что они ходятъ по своимъ желаніямъ. Итакъ, если они придутъ къ вамъ и заведутъ съ вами мірскія рѣчи, сообразно со своими желаніями, не соглашайтесь на это. Ибо написано у Апостола Павла: Духа не угашайте, пророчествiя не уничижайте (1 Сол. 5. 19, 20). Знайте, что Духъ ничѣмъ такъ не погашается, какъ суетными бесѣдами. (Письмо 11-е).
      42. Во всякой разумной твари, — мужчина ли то, или женщина, есть органъ любви, которымъ способны они обнимать и Божеское и человѣческое. Божіи (духовные) любятъ Божеское; плотскіе — любятъ плотское. Любящіе Божеское очищаютъ сердца свои отъ всѣхъ нечистотъ и дѣлъ міра сего преходящаго, ненавидятъ міръ и собственныя свои души, и неся крестъ, послѣдуютъ Господу, во всемъ дѣйствуя по волѣ Его. Почему въ нихъ вселяется Богъ, и даруетъ имъ сладость и радость, которая питаетъ души, насыщаетъ и возращаетъ. Какъ дерева, если не будутъ напояемы естественною водою, расти не могутъ, такъ и душа, если не восприметъ небесной сладости, расти не можетъ. Только души, которыя восприняли Духа, и небесною напоены сладостью, возрастаютъ. (Письмо 13-е).
      43. Говорите, что вы грѣшники, и оплакивайте все, въ состояніи нерадѣнія вами надѣланное. За это благоволеніе Господа будетъ съ вами, и будетъ дѣйствовать въ васъ: ибо Онъ благъ, и отпускаетъ грѣхи всѣхъ, обращающихся къ Нему, кто бы они не были, такъ что не помянетъ объ нихъ болѣе. Однако же Онъ хочетъ, чтобъ тѣ (помилованные) сами помнили о прощеніи грѣховъ своихъ, доселѣ содѣланныхъ, чтобъ забывъ о томъ, не допустить чего въ поведеніи своемъ такого, изъ-за чего принуждены будутъ дать отчетъ и въ тѣхъ грѣхахъ, которые были уже имъ прощены, — какъ это случилось съ тѣмъ рабомъ, которому господинъ отпустилъ весь долгъ, которымъ онъ былъ долженъ ему. Ибо — когда забывъ объ этой милости, онъ неправедно поступилъ съ рабомъ своимъ, господинъ его потребовалъ отъ него весь бывшій на немъ долгъ, уже отпущенный было ему, — за то, что онъ не сжалился надъ сорабомъ своимъ и не отпустилъ ему ста динаріевъ, — суммы ничтожной, сравнительно съ той, которая была ему отпущена (Мѳ. 18, 23 и др.). Посмотримъ на Давида Пророка. Когда послѣ того, какъ онъ согрѣшилъ съ женой Урiи, Пророкъ Наѳанъ обличилъ его за это и за то, что онъ сдѣлалъ съ мужемъ ея, — онъ, выслушавъ обличеніе, тотчасъ раскаялся и смирился. Почему Пророкъ Наѳанъ сказалъ ему: уже отпустилъ тебѣ Богъ грѣхи твои (2 Цар. 12, 13). Но Давидъ, получивъ отпущеніе грѣховъ, не забывалъ объ нихъ, и память о нихъ предалъ потомству. Это сдѣлано въ память всѣмъ родамъ, изъ рода въ родъ. Научу беззаконныя путемъ Твоимъ (Пс. 50, 15), говоритъ онъ, чтобъ всѣ грѣшники научились изъ примѣра его, подобно ему каяться во грѣхахъ своихъ, и когда они будутъ прощены, не забывать о нихъ, но всегда помнить. Подобное сказалъ Самъ Богъ, чрезъ Пророка Исаію: Азъ есмь заглаждаяй грѣхи твоя, и тѣ помяну. Ты же помяни (Исаiи 43, 25. 26). Оказалъ онъ также и черезъ Пророка Іеремію: обратися ко Мнѣ домѣ Израилевъ,... и не утвержду лица Моего на васъ, яко милостивъ Азъ есмь, и не прогнѣваюся на вы во вѣки. Обаче виждь беззаконіе твое, яко въ Господа Бога твоего преступила еси и расточила еси пути твоя (Iер. 3, 12. 13). Такимъ образомъ, когда Господь отпускаетъ намъ грѣхи наши, мы должны не отпускать ихъ себѣ самимъ, но всегда помнить о нихъ, черезъ возобновленіе раскаянія въ нихъ. (Письмо 16-е).
      44. Славно духовное подвижничество, но много у него противниковъ. Кто хочетъ быть совершенъ въ немъ, тотъ не долженъ быть работенъ ни чему худому. Кто рабствуетъ чему-либо худому, тотъ далеко отстоитъ отъ предѣла совершенства. (Письмо 17-е).
      45. Господь нашъ Іисусъ Христосъ, по непостижимому смиренію Своему, покрылъ Божество Свое человѣчествомъ, такъ что всѣ смотрѣли на Него, какъ на человѣка, тогда какъ Онъ не человѣкъ только былъ, но Богъ вочеловѣчившійся, какъ написано: и Слово плоть бысть и вселися въ ны (Iоан. 1,14). Однако же Господь не сталъ внѣ Своего Божества черезъ Свое воплощеніе, которое было Ему необходимо для устроенія нашего спасенія. (Тамъ же).
      46. Многіе по глупости своей говорятъ: мы также видѣли Господа Іисуса Христа, какъ и Апостолы; между тѣмъ какъ они состоятъ въ самообольщеніи и прелести, и очей не имѣютъ, чтобъ видѣть Господа, какъ видѣли Его Апостолы, Апостолъ Павелъ видѣлъ Господа, какъ видѣли Его Апостолы, которые были съ Нимъ и которые увѣровали въ Него въ то время, когда Онъ ходилъ по землѣ, будучи окруженъ толпами, смотрѣвшими на Него, какъ на человѣка. Когда кровоточивая, увидѣвъ Его очами сердца, увѣровала, что Онъ есть Богъ, и съ вѣрою прикоснулась краю одежды Его, — тотчасъ избавилась отъ болѣзни, Онъ спросилъ: кто прикоснулся ко Мнѣ, — не потому, что не зналъ, но потому, что хотѣлъ обнаружить вѣру ея. Хотя Апостолъ Петръ говорилъ: народъ угнетаетъ Тебя, и Ты говоришь, кто прикоснулся ко Мнѣ? Но та сама открылась и исповѣдала, какъ исцѣлѣла. Тогда Господь сказалъ ей: иди, — вѣра твоя спасѣ тя (Лук, 8, 45-48). Видѣли Господа и Пилатъ, и Анна, и Каіафа, но какъ и прочая толпа, которая смотрѣла на Него безъ вѣры, а не какъ смотрѣли на Него Апостолы: почему никакой не получили пользы отъ того, что видѣли Его. Но Апостолъ Павелъ видѣлъ Его очами сердца своего и своей сильнѣйшей вѣрой, какъ видѣла Его кровоточивая, коснувшаяся Его съ вѣрою и исцѣлѣвшая. (Письмо 17-е).
      47. Когда престаетъ въ человѣкѣ царство грѣха, тогда является душѣ Богъ и очищаетъ ее вмѣстѣ съ тѣломъ. Если же царство грѣха живетъ въ тѣлѣ, то не можетъ человѣкъ видѣть Бога, ибо душа его находится въ тѣлѣ и не имѣетъ мѣста въ ней свѣтъ, который есть видѣніе Бога. Давидъ говоритъ: во свѣтѣ Твоемъ узримъ свѣтъ (Пс. 35, 10). Что же это за свѣтъ, въ которомъ видитъ человѣкъ свѣтъ? Это тотъ свѣтъ, о коемъ упоминаетъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ въ Евангеліи, — т.е. чтобъ весь человѣкъ былъ свѣтелъ, и не было въ немъ ни одной части темной (Лук. 11, 36). Господь также сказалъ: никто же знаетъ Отца, токмо Сынъ, и Ему же аще волитъ Сынъ открыти (Мѳ. 11, 27). Сынъ же не открываетъ Отца Своего сынамъ тьмы, но тѣмъ, кои пребываютъ во свѣтѣ и суть сыны свѣта, коихъ очи сердечныя просвѣтилъ Онъ познаніемъ заповѣдей. (Тамъ же).
      48. Пишется въ Псалмѣ: пройду въ мѣсто селенія дивна, даже до дому Божія (Пс. 41, 5). Это пройду означаетъ дальнѣйшее прохожденіе и доказываетъ намъ на совершенный возрастъ души; ибо тутъ она уже приблизилась къ Богу, тогда какъ прежде путь ея былъ еще очень отдаленъ отъ Бога. Не будемъ дивиться, что путь нашъ очень отдаленъ, потому что мы еще находимся въ духовномъ дѣтствѣ. Видимъ, что и великому оному Пророку Иліи было сказано: встань, ѣшь, пей и укрѣпись; ибо дологъ еще путь твой (3 Цар. 19, 7), (а онъ шелъ къ Боговидѣнію). Объ этой же самой долготѣ сказалъ и Давидъ: кто дастъ ми крылѣ, яко глубинѣ и полещу и почію (Пс. 54, 7). Почему должно путь сей проходить не съ небреженіемъ, разслабленіемъ, и лѣностью, но со вниманіемъ и рвеніемъ. Учитель вселенной — Павелъ совѣтуетъ намъ, тако тецыте, да постигнете, — и говоритъ притомъ: умерщвляю тѣло мое и порабощаю (1 Кор. 9, 27). Течемъ убо, пока имѣемъ время въ этомъ тѣлѣ, да достигнемъ совершенства, какъ достигъ его самъ св. Павелъ, который говоритъ: подвигомъ добрымъ подвизахся, теченіе скончахъ, вѣру соблюдохъ: прочее соблюдается мнѣ вѣнецъ правды (2 Тим. 4, 7. 8). (Письмо 17-е).
      49. Какъ тѣло, пока въ немъ бываетъ душа, проходитъ три возраста, именно: юность, мужество и старость; такъ три же возраста проходитъ и душа, сокрытая въ тѣлѣ, именно: начало вѣры, преуспѣваніе въ ней и совершенство. Въ первомъ, когда начинаетъ душа вѣровать, она рождается во Христѣ, какъ говорится въ Евангеліи, Св. Іоаннъ Апостолъ далъ намъ признаки этого новорожденiя, равно какъ средняго состоянія и совершенства, когда сказалъ: писалъ я къ вамъ, юноши; писалъ къ вамъ, дѣти; писалъ къ вамъ, отцы (1 Iоан. 2, 12-14). Такъ писалъ не къ плотскимъ своимъ друзьямъ, но къ вѣрующимъ, изображая три состоянія, которыя проходятъ стремящiеся въ духовную область, чтобъ достигнуть совершенства и удостоиться полной благодати. (Тамъ же).
      50. Возлюбившій жизнь духовную долженъ подражать чистотѣ и воздержности Іосифа; долженъ начать упорядочивать себя созерцаніемъ и вооружаться противъ всѣхъ худыхъ похотей, сильныхъ поддержкой хитраго врага, говоря о немъ словами Іова: се убо крѣпость его на чреслѣхъ его, сила же его на пупѣ чрева (Гл. 40, 11). Почему всякій подвизающійся и вооружающійся противъ сихъ плотскихъ похотей, кои обычно возбуждаются излишней пищей и питьемъ, долженъ препоясать чресла свои строгимъ воздержаніемъ, чтобъ устоять въ чистотѣ. Пишется, что Ангелъ, боровшійся съ Іаковомъ, сжалъ крѣпко жилу стегна его, отчаго увяла и ослабла плоть его, и онъ названъ Израилемъ, т.е. видящимъ Бога (Быт. 32, 25. 32). Равнымъ образомъ и намъ надобно увядшимъ сдѣлать тѣло свое для того, чтобъ умертвить и погаситъ похоть. Ибо увяданіе плоти даетъ намъ возможность дойти до совершенства въ добродѣтели чистоты. Душа бываетъ крѣпка, когда тѣло измождено. Итакъ, утончимъ тѣла свои, чтобъ имѣть силу держать себя въ порядкѣ; ибо если мы поработимъ тѣло, и отдадимъ его въ рабство души, то плотскія помышленія, любовь къ которымъ есть вражда Богу, умерщвлены будутъ чрезъ умерщвленіе плоти. Тогда просвѣтится душа и сдѣлается храмомъ Богу. Кто старается быть чистымъ во всѣхъ членахъ своихъ, тотъ истинно духовный подвижникъ. И онъ-то есть обучившій всѣ чувства свои, и не позволяющій имъ властвовать надъ собою, но сдерживающій ихъ и подклоняющiй подъ иго Господне великой чистотой. Онъ не позволяетъ очамъ своимъ видѣть что-либо худое, или взирать съ вожделѣніемъ на женъ; не позволяетъ ушамъ своимъ слушать пересуды, или діавольскіе совѣты и влагаемые діаволомъ помыслы; на уста свои налагаетъ печать и языку своему не даетъ воли говорить пустыя рѣчи; руки свои простираетъ онъ къ дѣланію прекрасныхъ дѣлъ милосердія и вспомоществованія; ноги его скоры на исполненіе словъ Господа: аще кто тя пойметъ по силѣ поприще едино, иди съ нимъ два (Мѳ, 5, 41); чрево свое и перси держитъ онъ такъ, чтобъ изъ-за нихъ не пасть и не начать ползать по землѣ, подобно змію, ползающему на чревѣ и персяхъ своихъ. Таковъ, братья, образъ жизни подвижника. (Письмо 17-е).



«Вернуться къ оглавленiю Слѣдующая страница»


Система Orphus


Молитвенная помощь
      Просимъ молитвъ нашихъ читателей о здравіи и спасенiи души іеромонаха Митрофана, іеромонаха Варѳоломея, протоіерея Владиміра, іерея Бориса, iерея Алексiя, рабовъ Божiихъ Виктора, Максима, Сергiя, Галины, Елены, Татiаны и всѣхъ Православныхъ Христiанъ.

  Авторъ проекта Викторъ Богучаровъ .

  © 2008–2009, «Бесѣда въ храмѣ» .