Беседа въ храме

О проектѣ
Афиша
Новости
Бесѣда въ храмѣ
Библiотека
Благотворительность
Церковная лавка
Ссылки


Электронная почта




.

Библiотека » Добротолюбiе » Святой Антонiй Великiй. » Слова 31—40.

Слова 31—40.

      31. Великаго сподобились вы блага, получивъ благодать, которая въ васъ есть. Должно однако ж вамъ нелѣностно подвизаться о имени Того, Который есть посѣтившій васъ Востокъ съ высоты (Лук. 1, 78), да содѣлаетесь Ему жертвою святою и непорочною. Мы знаемъ, какъ пала природа наша съ своей высоты въ глубину униженія и бѣдности, и какъ посѣщалъ се милосердый Богъ Своими законами чрезъ руки Моисея и прочихъ Пророковъ; въ послѣднее же время сдѣлалъ это чрезъ Единороднаго Сына Своего, Который есть верховный Начальникъ нашихъ первосвященниковъ, и истинный Врачъ нашъ, Единый сильный исцѣлить болѣзни наши, и Который облекся въ тѣло наше, и предалъ Себя Самаго за насъ и за грѣхи наши; Его смертью мы спасены. Вникайте же и прилежно разсматривайте распоряженія Творца нашего и Его посѣщенія насъ, по внѣшнему и внутреннему человѣку, послѣ того, какъ мы, будучи разумны, сдѣлались неразумными за свое склоненіе на волю врага, злодѣя, отца лжи. (Письмо 6-е).
      32. Сколько миріадъ злыхъ бѣсовъ, и сколь безчисленны виды козней ихъ! Они и послѣ того какъ увидѣли, что мы, пришедши въ познаніе своихъ страстей и своего посрамленія, стараемся уже избѣгать злыхъ дѣлъ, на которыя они насъ наводятъ, и уха своего не склоняемъ къ злымъ совѣтамъ, которые они намъ внушаютъ, — не отстали, но приступили къ дѣлу съ отчаяннымъ усиліемъ, зная, что участь ихъ уже окончательно рѣшена и что наслѣдіе ихъ есть адъ, за ихъ крайнюю злобу и отвращеніе (отъ Бога). Да откроетъ Господь очи сердецъ вашихъ, чтобъ вы видѣли, сколь многочисленны козни демоновъ и какъ много зла причиняютъ они намъ каждый день, — и да даруетъ вамъ сердце бодренное и духъ разсужденія, чтобъ вы могли принести самихъ себя Богу въ жертву живую и непорочную, остерегаясь зависти демоновъ во всякое время и ихъ злыхъ совѣтовъ, ихъ скрытныхъ козней и прикровенной злобы, ихъ обманчивой лжи и помышленій хульныхъ, ихъ тонкихъ внушеній, который влагаютъ они каждый день въ сердце, гнѣва и клеветы, на которые подущаютъ они насъ, чтобъ мы другъ на друга клеветали, себя самихъ только оправдывая, другихъ же осуждая, чтобъ злословили другъ друга, или сладкимъ говоря языкомъ, скрывали въ сердцахъ нашихъ горечь, чтобъ осуждали внѣшность ближняго, внутри самихъ себя имѣя хищника, чтобъ спорили между собою, и шли наперекоръ другъ другу, въ желаніи поставить на своемъ я показаться честнѣйшими. Всякій человѣкъ, который услаждается грѣховными помыслами, падаетъ произвольно, когда радъ бываетъ (сочувствуетъ) тому, что въ него влагаемо бываетъ отъ враговъ и когда думаетъ оправдать себя только видимо совершаемыми дѣлами, будучи внутри жилищемъ злого духа, который научаетъ его всякому злу. Тѣло такого наполнится постыдными срамотами — ибо кто таковъ, тѣмъ овладѣваютъ страсти демонскія, которыхъ онъ не отгоняетъ отъ себя. Демоны не суть видимыя тѣла; но мы бываемъ для нихъ тѣлами, когда души наши принимаютъ отъ нихъ помышленія темныя; ибо, принявши сіи помышленія, мы принимаемъ самихъ демоновъ, и явными ихъ дѣлаемъ въ тѣлѣ. (Письмо 6-е).
      33. Природа умная и безсмертная сокрыта въ тлѣнномъ тѣлѣ нашемъ для того, чтобы въ немъ и чрезъ него, обнаруживать свои дѣйствія. Итакъ, сдѣлавъ тѣло это — алтаремъ кадильнымъ, приносите на него всѣ помышленія ваши и худые совѣты ваши, и поставивъ ихъ предъ лицомъ Господа, возноситесь къ Нему сердцемъ и умомъ, умоляя его, да ниспошлетъ Онъ вамъ свыше Свой невещественный огонь, который бы попалилъ все, находящееся на алтарѣ семъ и очистилъ то. И убоятся противники ваши, священники вааловы, и погибнутъ отъ рукъ вашихъ, какъ отъ рукъ Иліи Пророка (3 Цар. 18, 25 и д.). Тогда узрите вы человѣка, исходящаго изъ водъ Божественныхъ, который сдѣлаетъ, — чтобъ одождилъ на васъ дождь духовный, то есть орошеніе Духа Утѣшителя. (Тамъ же).
      34. Діаволъ, ниспадшiй изъ своего небеснаго чина за гордость непрестанно, усиливается увлечь въ паденіе и всѣхъ тѣхъ, кои отъ всего сердца желаютъ приступить къ Господу, — тѣмъ же самымъ путемъ, какимъ и самъ ниспалъ, т.е. гордостью и любовью къ суетной славѣ. Этимъ-то борютъ насъ демоны, этимъ-то и другимъ подобнымъ думаютъ они отдалить насъ отъ Бога. Сверхъ того, зная, что любящій брата своего, любитъ и Бога, они влагаютъ въ сердца наши ненависть другъ къ другу, — до того, что иной видѣть не можетъ брата своего, или сказать съ нимъ слово. Многіе истинно великіе подъяли труды въ добродѣтели, но по неразумѣнію своему сгубили себя. Этому не дивно быть и между вами, если, напримѣръ, охладѣвши къ дѣланію, вы будете думать, что обладаете въ себѣ добродѣтелями. Ибо вотъ уже вы и ниспали въ эту болѣзнь діавольскую (самомнѣніе), думая, что близки къ Богу и пребываете во свѣтѣ, тогда какъ въ самомъ дѣлѣ находитесь во тьмѣ. Что побудило Господа нашего Іисуса Христа сложитъ одежды Свои, препоясать чресла Свои лентіемъ, и, вливши воду въ умывальницу (Iоан. 13, 4 и д.), умыть ноги тѣхъ, которые ниже Его, если не то, чтобъ научить насъ смиренію? Да, — его Онъ изобразилъ намъ примѣромъ того, что сдѣлалъ тогда. И точно, всѣ хотящіе быть принятыми въ первый чинъ, не иначе могутъ этого достигнуть, какъ смиреніемъ; такъ какъ въ началѣ то, что свергло съ неба, было движеніе гордости. Итакъ, если не будетъ въ человѣкѣ крайняго смиренія, смиренія всѣмъ сердцемъ, всемъ умомъ, всемъ духомъ, всею душою и тѣломъ, — то онъ Царствія Божія не наслѣдитъ. (Тамъ же).
      35. Если желаемъ искренно приступить къ Создателю нашему, то необходимо намъ подвизаться объ освобожденіи душъ нашихъ отъ страстей, по духовному закону. Ибо отъ нашихъ злыхъ дѣлъ, отъ услажденія страстями, отъ множества діавольскихъ искушеній ослабѣла наша умная сила, и замерли добрыя движенія душъ нашихъ; мы не можемъ уже познать красоту (и требованія) нашей духовной природы, по причинѣ страстей, въ которыя впадаемъ; и нѣтъ намъ ни отъ кого спасенія, кромѣ Господа нашего Іисуса Христа, какъ написано у Апостола Павла, что какъ въ Адамѣ всѣ умираютъ, такъ во Христѣ всѣ оживутъ (1 Кор. 15, 22). Господь нашъ Іисусъ Христосъ есть жизнь всѣхъ разумныхъ тварей, созданныхъ по подобію образа Его. (Письмо 7-е).
      36. Мы названы именами святыхъ и облечены въ одежду ихъ, которой хвалимся предъ невѣрными; — подражать же дѣламъ ихъ не имѣемъ усердія. Боюсь, какъ бы не шло къ намъ сказанное Апостоломъ: имущiи образъ благочестія, силы же его отвергшiися (2 Тим. 3, 5). Да дастъ вамъ Господь уразумѣть, что есть воспринятая вами жизнь, чтобъ дѣйствуя въ духѣ ея, вы достойными сдѣлались невидимое получить наслѣдіе; дѣлать, сколько силъ есть у насъ, свои дѣла сообразно съ волею Господа, — вотъ что должны мы! потому что это свойственно природѣ нашей, и кромѣ этого ничего большаго не должно требовать отъ добродѣтели нашей. — Кто служитъ Богу и ищетъ Его отъ всего сердца своего, тотъ дѣйствуетъ сообразно со своей природой; а кто дѣлаетъ какой грѣхъ, тотъ достоинъ порицанія и наказанія, потому что это чуждо его природѣ. (Письмо 7-е).
      37. Съ тѣхъ поръ, какъ Господь мой благодатью Своей пробудилъ умъ мой отъ смертнаго усыпленія, чрезмѣрный былъ у меня плачъ и воздыханіе неутѣшное. Думаю я самъ съ собою, что дадимъ мы Господу за все, что Онъ сдѣлалъ для насъ? Ангеловъ Своихъ заставилъ Онъ служить намъ, Пророковъ — пророчествовать, Апостоловъ — Евангеліе возвѣстить. Но что больше всего этого, — Сына Своего Единороднаго послалъ во спасеніе наше. Возбуждайте же сердца ваши къ страху Божію. Вѣдайте, что Іоаннъ Креститель и Предтеча крестилъ водою въ покаяніе для приготовленія къ крещенію Господа нашего Іисуса Христа, крестящаго Духомъ Святымъ и огнемъ, который есть огонь ревности о добрыхъ дѣлахъ. Явимъ же усердную готовность къ очищенію себя въ тѣлѣ и духѣ и, принявъ крещеніе Господа нашего Іисуса Христа, будемъ ревнителями добрыхъ дѣлъ, чтобы принести себя самихъ Ему въ жертву пріятную. Духъ Утѣшитель, пріемлемый въ крещеніи, даетъ намъ силу дѣйствовать свято, чтобъ опять возвесть насъ въ первое славное состояніе и сдѣлать достойными получить вѣчно пребывающее наслѣдіе. Вѣдайте, что которые во Христа крестятся, во Христа облекаются, какъ говоритъ Апостолъ (Гал. 3, 27, 28), — получая благодать Св. Духа. Притомъ какъ у раба, такъ и у свободнаго, какъ у мужчины, такъ и у женщины, какъ только получаютъ они благодать сію, тотчасъ перестаютъ имѣть силу сіи тѣлесныя отличія. И Святой Духъ въ тоже время, какъ становится для нихъ залогомъ наслѣдія вѣчнаго царства небеснаго, научаетъ ихъ о томъ, какъ должно поклоняться Отцу въ духѣ и истинѣ (Iоан, 4, 23). (Тамъ же).
      38. Я молился о васъ, да сподобитесь и вы получить того великаго огненнаго Духа, Котораго получилъ я. Если хотите получить Его, такъ чтобы Онъ пребылъ въ васъ, принесите прежде труды тѣлесные и смиреніе сердца, и восторгая помышленія свои на небо, день и ночь, взыщите съ правотою сердца Духа сего огненнаго, — и Онъ дастся вамъ, Симъ образомъ получилъ Его Илія Ѳесвитянинъ и Елисѣй съ прочими Пророками. Кто воздѣлываетъ себя этимъ воздѣлываніемъ (показанными подвигами), тому дастся Духъ сей навсегда и навѣки. Пребудьте въ молитвахъ съ преболѣзненнымъ исканіемъ отъ всѣхъ сердецъ вашихъ, — и дастся вамъ. Ибо Духъ тотъ обитаетъ въ правыхъ сердцахъ. И онъ, когда принятъ будетъ, откроетъ вамъ высшія тайны; отгонитъ отъ васъ страхъ людей и звѣрей, — и будетъ у васъ небесная радость день и ночь; и будете въ этомъ тѣлѣ какъ тѣ, кои уже находятся въ царствіи (небесномъ). (Письмо 8-е).
      39. Если человѣкъ желаетъ стяжать любовь Божію, то онъ долженъ возымѣть страхъ Божій; страхъ же рождаетъ и плачъ, а плачъ рождаетъ мужество. Когда все сіе созрѣваетъ въ душѣ, то она начнетъ плодъ приносить во всемъ. И Богъ, узрѣвъ въ душѣ эти прекрасные плоды, привлекаетъ ее къ Себѣ, какъ воню ѳиміама избраннаго; радуется о ней съ Ангелами во всякое время, преисполняя и ее радостью, и хранитъ ее на всѣхъ путяхъ ея, да безопасно достигнетъ она въ мѣсто упокоенія своего. Тогда діаволъ не нападаетъ на нее, видя Высочайшаго Стража, ее окружающаго; даже совсѣмъ и приступить боится онъ къ ней, по причинѣ сей великой силы. Стяжите себѣ силу сію, да страшатся васъ демоны, да облегчатся вамъ труды, вами подъемлемые, и да усладится (сладко да будетъ) вамъ Божественное. Сія сладость любви Божественной далеко слаще сота медовнаго. Многіе изъ монаховъ и дѣвственницъ, живущихъ братствами, ни мало не вкусивши сей сладости Божественной любви, и не получивъ Божественной силы, думали, что уже имѣютъ ее; но какъ они никакого старанія не прилагали къ пріобрѣтенію ея, то Богъ и не даровалъ ее имъ. Кто же старается ее пріобрѣсти, тотъ вѣрно достигнетъ сего по милости Божіей; ибо у Бога нѣтъ на лица зрѣнія. Когда человѣкъ, желая имѣть въ себѣ свѣтъ Божій и силу Его, презираетъ поношенія міра сего, равно какъ и почеты его, ненавидитъ все мірское и покой тѣла, и сердце свое очищаетъ отъ всѣхъ худыхъ помышленій, непрестанно приноситъ Богу постъ и деннонощныя слезы, равно какъ чистыя молитвы, тогда Богъ ущедряетъ его тою силою. Такую-то силу стяжать поревнуйте, — и вы будете совершать всѣ дѣла свои спокойно и легко, получите великое къ Богу дерзновеніе, и Онъ будетъ исполнять все ваши прошенія. (Письмо 9-е).
      40. Богъ слушаетъ любящихъ Его и ищущихъ Его отъ всего сердца своего, и снисходитъ имъ во всѣхъ ихъ прошеніяхъ. Прошенія же тѣхъ, кои не отъ всего сердца своего приступаютъ къ Нему, но раздвоены сердцемъ, и что ни дѣлаютъ, выставляютъ то на видъ для полученія славы и похвалы человѣческой, — не слушаетъ, но гнѣвается на нихъ; такъ какъ дѣла ихъ — на-показъ. И исполняется надъ ними слово Псалма, который говоритъ: Богъ разсыпа кости человѣкоугодниковъ (Псъ. 52, 6). По сей причинѣ сила Божія не дѣйствуетъ въ нихъ, — такъ какъ они не тверды сердцемъ во всѣхъ дѣлахъ, къ которымъ приступаютъ. И не знаютъ они Божественной сладости, ея тихости и веселья. Много въ родѣ нашемъ такихъ, которые не получили той силы, которая доставляетъ душѣ сладость, и исполняетъ ее день ото дня все большей и большей радостью и веселiемъ, и возжигаетъ въ ней Божественную теплоту. Ихъ обольщаетъ духъ злой, за то, что они дѣла свои совершаютъ на-показъ предъ людьми. Вы же, плоды трудовъ вашихъ принеся предъ лицѣ Господа, старайтесь удаляться отъ духа тщеславія, и непрестанно ведите противъ него брань, чтобы Господь принялъ ваши плоды, которые приносите вы предъ лицѣ Его и ниспослалъ вамъ силу, которая дается избраннымъ Его. Не переставайте противиться этому духу злому; ибо когда человѣкъ приступаетъ къ добрымъ дѣламъ и къ прекрасному подвигу, подбѣгаетъ и этотъ духъ, чтобъ войти съ нимъ въ часть, или чтобъ совсѣмъ отклонить его отъ такихъ начинаній. Онъ не терпитъ, чтобъ кто поступалъ праведно, и противится всѣмъ, которые желаютъ быть вѣрными Господу. Многихъ онъ совсѣмъ не допускаетъ до добродѣтели, а у другихъ вмѣшивается между дѣлами ихъ и губитъ плоды ихъ, научая ихъ совершать добродѣтели и творить дѣла милосердія, примѣшивая къ нимъ тщеславіе. О такихъ люди думаютъ, что они обогащены плодами, тогда какъ они совсѣмъ ихъ не имѣютъ, — а похожи на смоковницу, о которой думали, что на ней много сладкихъ плодовъ, когда смотрѣли на нее издали; ближе же подошедши, ничего не нашли на ней. Богъ изсушаетъ ихъ за то, что не находитъ на нихъ никакого добраго плода, а не только лишаетъ оной несравненной сладости Своего Божества. Но вы, вступивъ въ подвигъ, старайтесь противостоять духу тщеславія, — противьтесь ему и его преодолѣвайте. Придетъ сила Божія, принесетъ вамъ помощь и пребудетъ съ вами, и во всякое время будетъ подавать вамъ ревность и теплоту, которой ничего нѣтъ дороже. Если кто изъ васъ увидитъ, что онъ не одаренъ этою теплотою, пусть постарается взыскать ее, — и она придетъ къ ищущему ее. Она похожа на огонь, который люди, когда желаютъ вскипятить на немъ немного елея, раздуваютъ, пока разгорится, и который, разгорѣвшись, беретъ свою естественную силу и вскипячаетъ, восходя вверхъ и паля. Равнымъ образомъ, когда увидите, что души ваши охлаждаются, по нерадѣнію и лѣности, поспѣшите возбудить ихъ, проливая надъ ними слезы. Безъ сомнѣнія, придетъ тотъ огонь и соединится съ душами вашими, — и пріобрѣтшіе его воскипятъ добрыми дѣлами. Вотъ и Давидъ, — когда замѣтилъ, что душа его отяжелѣла и охладѣла, такъ сказалъ: помянухъ дни древнія, поучихся во всѣхъ дѣлахъ Твоихъ, въ творенiихъ руку Твоею поучахся. Воздѣхъ къ Тебѣ руцѣ мои, и душа моя, яко земля безводная Тебѣ (Пс. 142, 5, 6). Видите, — Давидъ, когда отяжелѣло сердце его, крайне былъ озабоченъ этимъ, пока не возгорѣлся опять огонь въ сердцѣ его, до того, что онъ воззвалъ: готово сердце, Боже, готово сердце мое (Пс. 107, 2). И возстановленъ онъ былъ опять въ свой чинъ, при посредствѣ этого нощеденственнаго попеченія и заботы. Подобнымъ образомъ поступайте и вы, да будете единодушны въ уготованiи сердца, при помощи Божественнаго свѣта и огня. (Письмо 10-е).



«Вернуться къ оглавленiю Слѣдующая страница»


Система Orphus


Молитвенная помощь
      Просимъ молитвъ нашихъ читателей о здравіи и спасенiи души іеромонаха Митрофана, іеромонаха Варѳоломея, протоіерея Владиміра, іерея Бориса, iерея Алексiя, рабовъ Божiихъ Виктора, Максима, Сергiя, Галины, Елены, Татiаны и всѣхъ Православныхъ Христiанъ.

  Авторъ проекта Викторъ Богучаровъ .

  © 2008–2009, «Бесѣда въ храмѣ» .