Беседа въ храме

О проектѣ
Афиша
Новости
Бесѣда въ храмѣ
Библiотека
Благотворительность
Церковная лавка
Ссылки


Электронная почта




.

Библiотека » Добротолюбiе » Святой Антонiй Великiй. » Слова 16—30.

Слова 16—30.

      16. [1] Думаю, что благодать Духа Божія скорѣе исполняетъ тѣхъ, кои отъ всего сердца вступаютъ въ подвигъ, и съ самаго начала опредѣляютъ себѣ стоять и ни за что не уступать мѣста врагу, ни въ какой брани, пока не побѣдятъ его. Впрочемъ Духъ Святой, призвавшій ихъ, сначала все дѣлаетъ для нихъ удобнымъ, чтобъ усладить такимъ образомъ вступленіе въ подвигъ покаянія, а потомъ показываетъ имъ пути его во всей истинѣ (притрудности). — Помогая имъ во всемъ, Онъ печатлѣетъ въ нихъ, какіе нѣсть труды покаянія, и полагаетъ имъ предѣлы и образъ, какъ въ отношеніи къ тѣлу, такъ и въ отношеніи къ душѣ, пока не приведетъ ихъ къ совершеннѣйшему обращенію къ Богу, Творцу своему. — Для этого, Онъ постоянно возбуждаетъ ихъ къ тому, чтобы прiутруждать и тѣло свое и душу, дабы то и другое равно освятившись, равно содѣлались достойными и наслѣдія жизни вѣчной: (прiутруждать) тѣло — постояннымъ постомъ, трудомъ и частыми бдѣніями, а душу — духовными упражненіями и тщаніемъ во всѣхъ служеніяхъ (и послушанiяхъ), совершаемыхъ чрезъ тѣло. Объ этомъ (чтобъ ничего не дѣлать небрежно, а все со тщаніемъ и страхомъ Божіимъ) надобно стараться при всякомъ тѣлесно совершаемомъ дѣлѣ, если желаемъ, чтобъ оно было плодоносно. (Письмо 1-е).
      17. Изводя на подвигъ кающагося, Духъ Божій, призвавшій его къ покаянію, подаетъ ему и Свои утѣшенія и научаетъ его не возвращаться вспять и не прилѣпляться ни къ чему изъ вещей міра сего. — Для этого Онъ открываетъ очи души и даетъ ей узрѣть красоту чистоты, достигаемой трудами покаянія, и чрезъ то возгрѣваетъ въ ней рвеніе къ совершенному очищенію себя вмѣстѣ съ тѣломъ, такъ чтобы оба стали одно по чистотѣ. — Ибо въ этомъ цѣль обучительнаго руководства Духа Святаго, чтобъ очистить ихъ совершенно и возвесть ихъ въ то первобытное состояніе, въ которомъ находились они до паденія, истребивъ въ нихъ все, примѣшанное завистью дiаволею, такъ чтобъ не оставалось въ нихъ ничего вражескаго. — Тогда тѣло станетъ во всемъ покорствовать веленiямъ ума, который будетъ властно опредѣлять его въ пищѣ и питіи, и снѣ и во всякомъ другомъ дѣйствіи, постоянно научаясь отъ Духа Святаго, по примѣру св. Апостола Павла, умерщвлять тѣло свое и порабощать (1 Кор. 9, 27). (Тамъ же).
      18. Не безызвѣстно, что въ тѣлѣ бываютъ троякаго рода плотскія движенія. — Первое есть движеніе естественное, прирожденное ему, которое однако ж ничего не производитъ (грѣховнаго, совѣсть тяготящаго), — безъ согласія души, а только даетъ ощущать, что оно есть въ тѣлѣ, — Другое движеніе въ тѣлѣ происходитъ отъ слишкомъ обильнаго питанія тѣла пищею и питіемъ, когда рождающійся отъ этого жаръ крови поднимаетъ въ тѣлѣ брань противъ души и склоняетъ ея къ нечистымъ похотямъ. — Потому-то и говоритъ Апостолъ: не упивайтеся виномъ, въ немъ же есть блудъ. Равно и Господь заповѣдуетъ ученикамъ Своимъ въ Евангеліи: внемлите, да не когда отягчаютъ сердца ваша объяденіемъ и піянствомъ (Лук. 21, 34). Тѣ же, кои возревновали достигнуть полной мѣры святости и чистоты, въ иноческомъ чинѣ, особенно должны всегда такъ себя держать, чтобъ можно было говорить со Апостоломъ: умерщвляю тѣло мое и порабощаю (1 Кор. 9, 27). Третье движеніе бываетъ отъ злыхъ духовъ, которые по зависти искушаютъ этимъ и покушаются разслабить взыскавшихъ чистоты (иноковъ уже), или уклонить съ пути хотящихъ войти въ дверь чистоты (т.е. еще только вступить въ иночество).
      19. Впрочемъ, если человѣкъ вооружится терпѣніемъ и неуклонною вѣрностью заповѣдямъ, кои отъ Бога, то Духъ Святой научитъ его умъ, какъ очистить душу и тѣло отъ такихъ движеній. Если же онъ расслабнетъ когда чувствомъ и попуститъ въ себѣ небреженіе о слышанныхъ имъ заповѣдяхъ и повелѣніяхъ, то духи злые начнутъ одолѣвать его, насядутъ на весь составъ тѣла и станутъ сквернить его тѣмъ движеніемъ до того, что измученная душа не будетъ знать куда дѣваться, не видя въ отчаяніи, откуда бы пришла къ ней какая-либо помощь; и только послѣ того, какъ она, отрезвившись, станетъ снова на сторону заповѣдей, и, воспріявши ихъ иго (или сознавши силу обязательства), предастъ себя Духу Божію, снова исполняется она спасительнымъ настроеніемъ. Тогда-то уразумѣваетъ она, что покоя должна она искать единственно въ Богѣ, и что только такимъ образомъ возможенъ для ней миръ. (Тамъ же).
      20. Необходимо — согласно и равно нести труды покаянія и душой и тѣломъ, стремясь къ совершенной чистотѣ. И когда умъ сподобится такой благодати, чтобъ безъ саможалѣнiя и поблажки вступить въ борьбу со страстями, тогда ему присущи внушенія, указанія и подкрѣпленія Духа, помощью которыхъ онъ успѣшно начинаетъ отражать отъ души всѣ нечистыя прираженiя, исходящія отъ похотей сердца. Духъ сей, сочетавшись съ умомъ (или духомъ человѣка), ради рѣшимости строго исполнять узнанныя заповѣди, направляетъ его къ тому, чтобъ отгонять отъ души всѣ страсти, какъ примѣшивающiяся къ ней со стороны тѣла, такъ равно и ея собственныя, кои есть въ ней независимо отъ тѣла. Онъ научаетъ его держать въ порядкѣ тѣло — все, съ головы до ногъ: глаза, чтобъ смотрѣли съ чистотой; уши, чтобъ слушали въ мирѣ (или мирное) и не услаждались наговорами, пересудами и поношеніями; — языкъ, чтобъ говорилъ только благое, взвѣшивая каждое слово, и не допуская, чтобъ въ рѣчь вмѣшалось что-либо нечистое и страстное; руки, чтобъ были приводимы прежде въ движеніе только на воздѣянiе въ молитвахъ и на дѣла милосердія и щедродательности; чрево, чтобъ держалось въ должныхъ предѣлахъ въ употребленіи пищи и питія, сколько нужно только для поддержанія тѣла, не допуская похотѣнію и сластолюбію увлекать себя за эту мѣру; ноги, чтобъ ступали право и ходили по волѣ Божіей, направляясь къ служенію добрымъ дѣламъ. Такимъ образомъ тѣло все навыкаетъ всякому добру, и измѣняется, подчиняясь власти Св. Духа, такъ что наконецъ становится въ нѣкоторой мѣрѣ причастнымъ тѣхъ свойствъ духовнаго тѣла, какія имѣетъ оно получить въ воскресеніе праведныхъ.
      21. Душа имѣетъ, какъ указано, свои собственныя страсти, кои суть: гордость, ненависть, зависть, гнѣвъ, уныніе и другія подобныя. Когда душа предаетъ себя Богу всею силою своею, тогда Всещедрый Богъ подаетъ ей духъ истиннаго покаянія, и очищаетъ ее отъ всѣхъ сихъ страстей, научая ее не слѣдовать имъ, и давая силу преодолѣвать ихъ и препобѣждать враговъ, которые не перестаютъ полагать ей препоны, стараясь посредствомъ искушеній снова похитить ее себѣ. И если она пребудетъ твердою въ своемъ обращеніи и въ добромъ повиновеніи Духу Святому, научающему ее покаянію, то милосердый Творецъ сжалится надъ нею, трудовъ ради ея, со всякою тѣснотою и нуждою подъемлемыхъ — въ постахъ долгихъ, бдѣніяхъ частыхъ, въ поученіяхъ въ Словѣ Божіемъ, въ Непрестанной молитвѣ, въ отреченіи отъ всѣхъ мірскихъ утѣхъ, въ услуженіи всѣмъ отъ чистаго сердца, въ смиреніи и нищетѣ духомъ, — если пребудетъ твердою во всемъ этомъ, Всещедрый, милостивымъ призрѣвъ на нее окомъ, избавитъ ее отъ всѣхъ искушеній и исторгнетъ изъ рукъ враговъ милостью Своею. (Тамъ же).
      22. Богъ Отецъ, по благости Своей, не пощадилъ (Римл. 8, 32) Сына Своего Единороднаго, но предалъ Его для избавленія насъ отъ грѣховъ и неправдъ нашихъ. И Сынъ Божій, смиривъ Себя ради насъ, исцѣлилъ насъ отъ душевныхъ болѣзней нашихъ и устроилъ намъ спасеніе отъ грѣховъ нашихъ, Прошу же васъ, именемъ Господа нашего Іисуса Христа, — знать и въ мысляхъ всегда содержать это великое устроеніе Божіе, т.е. что Богъ — Слово, ради насъ, во всемъ уподобился намъ, кромѣ грѣха. Прилично же тѣмъ, кои одарены разумомъ, знать сіе разумно, возревновавъ о томъ, чтобъ самымъ дѣломъ стать свободными (отъ грѣховъ), силою пришествія Господа къ намъ. Тѣ, кои воспользовались, какъ должно, симъ устроеніемъ, суть рабы Его. Но это званіе еще не есть совершенство. Совершенство вводитъ въ сыновство, — и есть освященіе, приходящее въ свое время. Такъ, когда Господь нашъ Іисусъ Христосъ, увидѣвъ, что ученики Его подошли уже къ сыновству, и Его Самаго познали, бывъ научены Духомъ Святымъ, сказалъ имъ: — Я не называю уже васъ рабами, но друзьями и братьями, потому что сказалъ вамъ все, что слышалъ отъ Отца (Iоан. 15, 15). И тѣ, которые познали, чѣмъ стали они во Христѣ Іисусѣ, возвысили такіе гласы, говоря: — не приняли мы духа работы въ боязнь, но Духа сыноположенія о Коемъ вопіемъ: Авва Отче (Римл. 8, 15). Кто же не явитъ полной и усердной готовности возстать (отъ грѣха), тотъ пусть знаетъ, что пришествіе Господа Избавителя будетъ ему въ осужденіе. Почему еще вначалѣ Симеонъ воспѣлъ: се лежитъ Сей на паденіе и возстаніе многимъ во Израили и въ знаменіе прерѣкаемо (Лук. 2, 34). А потомъ и Апостолы провозгласили: мы есмы овѣмъ убо воня смертная въ смерть, овѣмъ же воня животная въ животъ (2 Кор. 2, 16). (Письмо 2-е).
      23. Не безызвѣстно вамъ, что враги истины непрестанно усиливаются уничтожить истину. Богъ же во всякое время посѣщалъ тварь Свою, отъ самаго начала созданія міра, и тѣхъ, которые приступали къ Создателю своему отъ всего сердца своего, научалъ, какъ должно Его почитать. Но когда, по страстности плоти и злобѣ враговъ, борющихъ насъ, добрыя стремленія души потеряли силу, и люди не могли даже постигнуть того, что свойственно имъ по ихъ естеству и назначенію, а не только избавить себя отъ грѣховъ, чтобъ возвесть себя въ первобытное состояніе: тогда Богъ сотворилъ съ ними милость и научилъ ихъ истинному Богопочтенію чрезъ законъ писанный. Когда же и это не помогло, тогда Богъ, видя, что рана расширяется и требуетъ рѣшительнаго врачевства, опредѣлилъ послать Сына Своего Единороднаго, Который и есть единственный Врачъ нашъ. (Письмо 3-е).
      24. Побѣждаемый любовiю къ Іисусу Христу, я, смотря на наше время, испытываю то радость, то сѣтованіе и плачъ. Очень многіе въ родѣ нашемъ облеклись въ одежду благочестія (иноческую). Но изъ нихъ нѣкоторые только сдѣлали это отъ всего сердца и сподобились получить принесенное пришествіемъ Господа Іисуса избавленіе. И это суть тѣ, о которыхъ я радуюсь. Иные же, презрѣвши силу (своего обѣта), дѣйствуютъ по волѣ плоти и склонностямъ сердца своего, — чрезъ что пришествіе Господа стало имъ въ обличеніе. И это суть тѣ, о которыхъ я сѣтую. Иные, наконецъ, помышляя о долготѣ времени подвига, упали духомъ; почему сбросили съ себя одежду благочестія, и стали какъ бы безсловесными. И это суть тѣ, о которыхъ я плачу, такъ какъ пришествіе Господа нашего Іисуса Христа стало имъ въ осужденіе. (Тамъ же).
      25. Я всѣми силами молюсь о васъ къ Богу, чтобы Онъ ввергъ въ сердца ваши огонь, который Господь нашъ Іисусъ Христосъ пришелъ воврещи на землю (Лук. 12, 49), да возможете право править вашими намѣреніями и чувствами и отличать добро отъ зла. (Тамъ же).
      26. Въ то время, когда вѣтръ дуетъ ровно, всякій мореплаватель можетъ высоко думать о себѣ и похвастать собою; но только при внезапной перемѣнѣ вѣтровъ, открывается искусство опытныхъ кормчихъ. (Тамъ же).
      27. Кто боится Господа и соблюдаетъ Его заповѣди, тотъ есть рабъ Богу. Но это рабство, въ которомъ и мы находимся, не есть рабство, но праведность, ведущая къ сыновству. Господь нашъ избралъ Апостоловъ и ввѣрилъ имъ благовѣстіе Евангелія. Данные ими заповѣди установили для насъ прекрасное рабство, чтобъ мы господствовали надъ всѣми страстями и совершали прекрасное служеніе добродѣтели. Но когда мы приступимъ ближе къ благодати, Господь нашъ Іисусъ Христосъ скажетъ и намъ, какъ сказалъ Апостоламъ Своимъ: Я уже не называю васъ рабами, но друзьями Моими и братьями: потому что все, что слышалъ отъ Отца Моего, сказалъ вамъ (Iоан. 15, 15). Приступившіе къ благодати опытно познаютъ движенія Духа Святаго и свое уразумѣваютъ духовное устроеніе; уразумѣвши же и познавши это, взываютъ, говоря: непрiяхомъ духа работы въ боязнь, но Духа сыноположенія, о Немъ же вопіемъ: Авва Отче! (Римл. 8, 15). (Письмо 4-е).
      28. Богъ всѣхъ руководитъ дѣйствіями Своей благодати. Почему, не лѣнитесь и не унывайте, взывая къ Богу день и ночь, чтобъ умолить благость Бога Отца, ниспослать вамъ помощь свыше къ познанію того, какъ вамъ поступать. Не давайте сна очамъ вашимъ и вѣждямъ вашимъ дреманiя (Псал. 131, 4), ревнуя принести самихъ себя Богу въ жертву чистую, чтобъ узрѣть Его: ибо безъ чистоты никто не можетъ узрѣть Бога (Евр. 12, 14), какъ говоритъ Апостолъ. (Письмо 5-е).
      29. Всѣ святые, когда видятъ, что мы лѣнимся и нерадимъ, — скорбятъ, плачутъ и сѣтуютъ; когда же видятъ, что мы становимся исправными и возрастаемъ въ совершенствѣ, — радуются, и въ радости и веселіи непрестанно многія изливаютъ о насъ къ Создателю молитвы. И Господь тогда утѣшается добрыми дѣлами нашими, равно какъ свидѣтельствами и молитвами святыхъ, — и ущедряетъ насъ всякими дарами. (Тамъ же).
      30. Кто отъ всего сердца не возымѣетъ ненависти къ тому, что свойственно вещественной и земной плоти, и ко всѣмъ ея движеніямъ и дѣйствіямъ, — и ума своего не восторгнетъ горѣ къ Отцу всѣхъ, тотъ не можетъ получить спасенія. Кто же сдѣлаетъ это, надъ трудами того умилосердится Господь нашъ, и даруетъ ему невидимый и невещественный огонь, который попалитъ всѣ находящiяся въ немъ страсти и совершенно очиститъ умъ его. Тогда возобитаетъ въ немъ Духъ Господа нашего Іисуса Христа, и пребудетъ съ нимъ, научая его поклоненію Отцу достодолжному. Но пока мы соуслаждаемся вещественной плоти своей, дотолѣ врагами бываемъ Богу и Ангеламъ Его и всѣмъ святымъ. Умоляю же васъ именемъ Господа нашего Іисуса Христа, не нерадите о жизни вашей и спасеніи вашемъ, и не попустите этому времени мгновенному похитить у васъ вѣчности, которой конца нѣтъ, и этому тѣлу плотяному лишить васъ царства свѣтовъ, безпредѣльнаго и неизглаголаннаго. Истинно смущается душа моя и духъ мой цѣпенѣетъ отъ того, что когда намъ свобода дана чтобъ избирать и дѣлать дѣла святыхъ, мы, опьянѣвши страстями, подобно пьянымъ отъ вина, не хотимъ умовъ своихъ воздвигнуть горѣ и взыскать вышней славы, не хотимъ подражать дѣяніямъ святыхъ, или послѣдовать стопамъ ихъ, чтобъ, сдѣлавшись наслѣдниками дѣлъ ихъ, получить вмѣстѣ съ ними и наслѣдіе вѣчное. (Тамъ же).

–––––––––––––––––––––––

[1] Отсюда начинаются наставленія, извлеченныя изъ писемъ.



«Вернуться къ оглавленiю Слѣдующая страница»


Система Orphus


Молитвенная помощь
      Просимъ молитвъ нашихъ читателей о здравіи и спасенiи души іеромонаха Митрофана, іеромонаха Варѳоломея, протоіерея Владиміра, іерея Бориса, iерея Алексiя, рабовъ Божiихъ Виктора, Максима, Сергiя, Галины, Елены, Татiаны и всѣхъ Православныхъ Христiанъ.

  Авторъ проекта Викторъ Богучаровъ .

  © 2008–2009, «Бесѣда въ храмѣ» .