Беседа въ храме

О проектѣ
Афиша
Новости
Бесѣда въ храмѣ
Библiотека
Благотворительность
Церковная лавка
Ссылки


Электронная почта




.

Библiотека » Святоотеческое наследiе » Свт. Григорiй Палама «Бесѣды» (Омилiи) » Омилiя 21.

Омилiя 21. На Вознесенiе Господа и Бога и Спаса нашего Iисуса Христа; въ ней же говорится и о томъ, какъ исполняется законная (ветхозавѣтная) Суббота [1].

      Iудеи праздновали законную Пасху: перехожденiе изъ Египта къ землѣ Палестинской; празднуемъ и мы Евангельскую Пасху: перехожденiе нашего естества во Христѣ отъ смерти къ жизни, отъ тлѣнiя въ нетлѣнiе. Какое слово могло бы выразить то внутреннее различiе, уясняющее насколько лучше праздниковъ того Ветхаго Законоположенiя — предметы нашихъ торжествъ? Но такъ какъ человѣческое слово не можетъ достойно выразить такое превосходство, то высочайшая единосущная Премудрость Отчая, предвѣчное и предсущное Божiе Слово, человѣколюбиво соединившееся и обитавшее съ нами, нынѣ дѣлами явило предметъ праздника и отчетливо обозначило высоту этого превосходства. Ибо нынѣ мы празднуемъ преведенiе въ Немъ нашего естества, не изъ подземныхъ сферъ на землю, но — отъ земли на небо небесъ, и затѣмъ — къ Престолу Того, Кто владычествуетъ надъ всѣмъ. Потому что сегодня Господь не только былъ посредѣ Учениковъ Своихъ, но и отошелъ отъ нихъ въ то время, какъ они смотрѣли. Онъ вознесся на небо и вошелъ въ самое Святое Святыхъ, и возсѣлъ одесную Отца, выше всякаго начала и власти, всякаго имени и чести, какъ въ нынѣшнемъ, такъ и въ будущемъ вѣкѣ извѣстной и называемой. Какъ имѣли мѣсто многiе воскрешенiя прежде Воскресенiя Господа, такъ были и многiя вознесенiя до Его Вознесенiя. Ибо Духъ восхитилъ и Iеремiю Пророка, и Ангелъ — Аввакума; особенно же среди другихъ, какъ пишется, былъ восхищенъ на колесницѣ огненной — Илiя. Но и тотъ не перешелъ границу земли; и это было только нѣкимъ перемѣщенiемъ, вознесенiемъ каждаго изъ нихъ, которое восхищало отъ земли, и не выходило за границы земли. Также и оные воскресшiе, снова возвращались въ землю и всѣ умирали. Но какъ Христосъ воскресъ отъ мертвыхъ, и смерть Имъ ктому не обладаетъ, такъ и когда Онъ вознесся и возсѣлъ въ вышнихъ, вся высота находится подъ стопами Его, всѣмъ свидѣтельствуя, что Онъ — Богъ надъ всѣмъ. И это и была явленная гора Божiя, какъ говоритъ Исаiя, и на вершинѣ всѣхъ разумныхъ горъ — домъ Божiй — Тѣло Владычнее (Ис. 2, 2). Ибо не Ангелъ, не человѣкъ, но Самъ Господь плотiю пришелъ и спасъ насъ, ставъ ради насъ подобнымъ намъ и, въ то же время, неизмѣнно пребывая Богомъ. Какъ, когда Онъ сошелъ, Онъ не измѣнилъ Своего обитанiя, но снизошелъ, такъ и восходя снова, Онъ не въ Божество возвратился, но посадилъ на горнемъ престолѣ наше, воспринятое Имъ естество. Ибо, воистину, тамъ Богу подобало представить первороднымъ изъ мертвыхъ наше естество, какъ нѣкое начало первородныхъ отъ лица всего рода.
      Поэтому изъ всѣхъ бывшихъ воскресенiй и вознесенiй, ни одно мы не праднуемъ такъ, какъ — Воскресенiе и Вознесенiе Господа, ибо тѣхъ другихъ (воскресенiй и вознесенiй) мы и не являемся и не будемъ участниками. И отъ нихъ мы получаемъ не бóльшую пользу, какъ только ту, что они приводятъ къ вѣрѣ въ Воскресенiе и Вознесенiе нашего Спасителя, которыхъ мы и являемся и всѣ будемъ участниками. Потому что они являются Воскресенiемъ и Вознесенiемъ человѣческаго естества (воспринятаго въ Воплощенiи Господомъ нашимъ Iисусомъ Христомъ), и не только человѣческаго естества (какъ таковаго), но — и вѣрующихъ во Христа и каждаго обнаруживающаго, чрезъ дѣла, вѣру. Ибо то, что было сдѣлано, — ради насъ сдѣлалъ Господь нерожденный и несотворенный по Своему Божеству. И ту земную жизнь, которую прожилъ, Онъ прожилъ ради насъ, показывая намъ путь, ведущiй въ самую жизнь; и то, что пострадалъ во плоти — пострадалъ ради насъ, исцѣляя наши страсти; и ради насъ воскресъ и вознесся, уготовляя намъ Воскресенiе въ нескончаемомъ вѣкѣ: ибо всѣ участники этой жизни подражаютъ, насколько это возможно, совершенiю на землѣ Его домостроительства. Началомъ же этого подражанiя является Святое Крещенiе, являющееся образомъ Погребенiя и Воскресенiя Господа; серединой — добродѣтельная жизнь и управленiе жизни по Евангелiю; а завершенiе — выражается въ побѣдѣ кадъ страстями, путемъ духовныхъ подвиговъ, которая производитъ жизнь безпечальную, неразрушимую и небесную, какъ и Апостолъ намъ говоритъ: Аще бо по плоти живете, имате умрети: аще ли духомъ дѣянiя плотская умерщвляете, живи будете (Рим. 8, 13). Итакъ, тѣ, кто живутъ сообразно Христу, подражаютъ Его жительству во плоти; каждый изъ нихъ умретъ въ свое время, поскольку и Онъ умеръ во плоти, и согласно ей [2] — они воскреснутъ, сообразно Ему, прославленными и нетлѣнными; однако, не теперь, но когда придетъ время; кромѣ того они и вознесутся, какъ и говоритъ это Павелъ: Восхищени будемъ, вѣщаетъ онъ, на облацѣхъ въ срѣтенiе Господне на воздусѣ, и тако всегда съ Господемъ будемъ (1 Сол. 4, 17).
      Видите ли: какъ каждый изъ насъ, если пожелаетъ, является участникомъ и Воскресенiя и Вознесенiя Господа, и наслѣдникомъ Божiимъ, сонаслѣдникомъ же Христа? Поэтому мы радуемся, празднуя нашего естества Воскресенiе и Вознесенiе и возведенiе, и начало воскресенiя и вознесенiя каждаго изъ вѣрующихъ, приводя сегодая имѣющiя быть прочитанными евангельскiя слова: Воскресъ Господь, ста посредѣ учениковъ Своихъ. Почему же Онъ сталъ посредѣ ихъ, и сшествовалъ съ ними? — Изведъ ихъ вонъ до Виѳанiи, говоритъ Евангелистъ, и — воздвигъ руце благослови ихъ (Лук. 24, 50). — Для того, чтобы показать Себя совершенно здравымъ и невредимымъ; чтобы представить Свои стопы сильными и совершенно крѣпкими; и, тутъ же, раны, оставшiяся отъ гвоздей, руки — совершенно такiя, какiя были пригвождены ко Кресту, само прободенное ребро, а, можетъ быть, и слѣды отъ ударовъ — представляя въ удостовѣренiе Спасительной Страсти. Мнѣ кажется, что словами: Ста посредѣ Учениковъ, Евангелистъ являетъ, что Онъ утвердилъ ихъ въ вѣрѣ въ Него самымъ Своимъ явленiемъ и благословенiемъ. Ибо не только Онъ сталъ посредѣ ихъ всѣхъ, но и посредѣ сердца каждаго изъ нихъ, и утвердилъ въ вѣрѣ, такъ что о каждомъ сердцѣ можно сказать оное псаломное слово: Богъ посредѣ его, и не подвижеся (Псал. 45, 5). Ибо отъ того времени Господни Апостолы стали твердыми и непоколебимыми. Сталъ же посредѣ нихъ и сказалъ имъ: Миръ вамъ — это сладкое, искусное и обычное для Него привѣтствiе. Миръ имѣетъ двоякое значенiе: есть миръ, который мы имѣемъ по отношенiю къ Богу, являющiйся, главнымъ образомъ, плодомъ благочестiя; и миръ, который мы имѣемъ по отношенiю другъ къ другу, который раждается вслѣдствiе евангельскихъ наставленiй; оба (этихъ мира) преподалъ Господь въ единомъ привѣтствiи Своемъ. И какъ Онъ заповѣдывалъ имъ дѣлать, когда впервые послалъ ихъ говоря: Въ оньже аще домъ внидите, глаголите: миръ дому сему (Лук. 10, 5), такъ и Самъ Онъ дѣлаетъ; войдя въ домъ, въ которомъ они были собраны, подобнымъ же образомъ, Онъ преподалъ миръ. Но такъ какъ Онъ видѣлъ, что они были потрясены неожиданностью и невѣроятностью видѣнiя; потому что говорится, что они подумали, что видятъ духъ, и что то, что они видятъ — привидѣнiе, то вотъ Онъ Самъ возвѣщаетъ имъ волненiе ихъ сердца, и показываетъ имъ, что Онъ — Тотъ Самый, Кому и до Страстей и Воскресенiя они говорили: Нынѣ вѣмы, яко вѣси вся, и не требуеши, да кто Тя вопрошаетъ (Iоан. 16, 30), удостовѣряя ихъ чрезъ испытанiе и осязанiе; потому что, когда Онъ увидѣлъ, что они восприняли истину, Онъ утверждаетъ ихъ еще и чрезъ сiе испытанiе: немедленно (послѣ того) какъ (преподалъ) имъ миръ, Онъ предложилъ принять участiе въ ихъ ѣдѣ. Ибо — еще не вѣрующимъ, говорится, и чудящимся, но не отъ сомнѣнiя, а — отъ радости, — рече имъ: имате ли что снѣдно здѣ? Они же даша Ему рыбы печены часть, и отъ пчелъ сотъ. И вземъ предъ ними ядѣ (Лук. 24, 40. 42).
      Его тѣло имѣло нетлѣнiе послѣ Воскресенiя и не нуждалось въ пищѣ, но Онъ сдѣлалъ это, чтобы и этимъ было удостовѣрено Его Воскресенiе и чтобы показать, что Его нынѣшнее тѣло есть то же самое, которое вкушало съ ними пищу прежде Страстей [3]. Потребило же пищу оно не по естеству смертныхъ тѣлъ, но — божественнымъ дѣйствiемъ, и какъ бы сказалъ кто: какъ огонь потребляетъ воскъ, но только съ той разницей, что огонь, чтобы существовать, долженъ быть поддерживаемъ топливомъ, а безсмертныя тѣла не нуждаются въ пищѣ для своего существованiя. Вкусилъ рыбы печеной часть и отъ пчелъ сотъ, которые являются также и символами Его тайны: ибо наше естество — которое — подобно образу жизни рыбы, плавающей въ жидкости страстной и полной услажденiй жизни — Божiе Слово присоединило Самому Себѣ по ипостаси, и божественнымъ и неприступнымъ огнемъ Своего Божества очистивъ отъ всякаго страстнаго состава, сотворило его пламеновиднымъ и участникомъ Божества. Не только же составъ, который Онъ воспрiялъ ради насъ, но и каждаго изъ удостоенныхъ общенiя съ Нимъ, Онъ обожествляетъ тѣмъ, что дѣлаетъ его участникомъ того огня, который Господь пришелъ воврещи на землю. Наше естество также подобно и пчелинымъ сотамъ: оно заключаетъ въ себѣ разумное дѣланiе, подобно тому какъ въ сотахъ заключается медъ. Но еще большее подобiе сему представляетъ всякiй вѣрующiй во Христа: ибо какъ медъ собранъ въ соты, такъ онъ имѣетъ въ душѣ и тѣлѣ сокровищественную благодать Божественнаго Духа. Вкушаетъ же отъ нихъ Господь: потому что прiятной бываетъ для Него снѣдью — спасенiе каждаго изъ участниковъ Его естества; вкушаетъ же Онъ не все, но — отъ пчелъ сотъ, т. е. — нѣкую часть, ибо не всѣ увѣровали. И не Самъ онъ вземлетъ эту часть, но — то, что Ему дается Учениками, ибо и Ученики приводятъ Ему только увѣровавшихъ, отдѣливъ ихъ отъ невѣрующихъ. И, вотъ, вкушая отъ рыбы и отъ пчелъ сотъ предъ Своими Учениками, Господь напомнилъ имъ Свои слова, которыя Онъ говорилъ имъ прежде, идя на страданiе, представляя и нынѣ, что Онъ говорилъ истину, ибо какъ Онъ предсказалъ, — такъ и исполнилось. И Онъ отверзъ ихъ умъ разумѣть Писанiя, и познать, что какъ было написано, такъ и сбылось, и что такъ подобало — по безграничному океану человѣколюбiя — чтобы Единородный Сынъ Божiй ради людей сталъ человѣкомъ, былъ явленъ и принялъ свидѣтельство свыше Отеческимъ гласомъ и явленiемъ Божественнаго Духа, привелъ къ вѣрѣ и удивленiю Своими необыкновенными дѣлами и словами, терпѣлъ зависть и былъ преданъ людьми, ищущими не Божiю славу, но человѣческую, былъ распятъ и погребенъ, и возсталъ отъ мертвыхъ въ третiй день, и чтобы было проповѣдано во имя Его покаянiе и отпущенiе грѣховъ, начавъ проповѣдь съ Iерусалима; и чтобы они были проповѣдниками и свидѣтелями того, чего они были очевидцами и служителями Кого; обѣщая послать имъ свыше обѣтованiе Отчее, т. е. Духа Святаго, Онъ повелѣваетъ имъ сидѣть въ Iерусалимѣ, пока не облекутся силою свыше.
      Послѣ же того, какъ Господь возвѣстилъ Своимъ Ученикамъ спасительные догматы, Онъ вывелъ ихъ изъ дома и повелъ до Виѳанiи и, благословивъ ихъ, отступилъ отъ нихъ и вознесся на небо и, какъ бы на колесницѣ, обладая облакомъ свѣта, взошелъ во славѣ, и вошелъ въ нерукотворенное Святое Святыхъ и возсѣлъ одесную Величеста на небесахъ, сотворивъ нашъ составъ (т. е. нашу человѣческую природу) участникомъ какъ Божества, такъ и Престола. Такъ какъ Апостолы не переставали взирать на небо, то Ангелы, явившись, возвѣстили, что Онъ снова прiидетъ съ неба такимъ же образомъ, какъ они Его видѣли (возносящагося). Ибо и Самъ Господь (это) предрѣкъ, и Данiилъ впервые предсказалъ: Видѣхъ, говоритъ, — яко Сынъ Человѣчь идый бяше на облацѣхъ небесныхъ (Дан. 7, 13). Господь же (сказалъ): Узрятъ Сына Человѣческаго, грядуща на облацѣхъ небесныхъ (Матѳ. 24, 30). Тогда Ученики, поклонившись пренебесному Владыкѣ, сюда снисшедшему и онебесившему землю, и вознесшемуся съ того мѣста, куда Онъ (снова) прiидетъ, и соединившему находящееся долу съ находящимся горѣ, и составившему Единую Церковь во славу Своего человѣколюбiя — небесную и въ то же время земную, — радуясь возвратились въ Iерусалимъ, и были всегда въ Церкви, имѣя умъ на небѣ, радуясь и благословя Бога, и приготовливая самихъ себя къ прiятiю пришествiя Божественнаго Духа. Это же, братiе, какъ бы кратко суммированное, является состоянiемъ (всѣхъ) призванныхъ Христомъ, именно: пребывать въ моленiяхъ и молитвахъ, и имѣть душевное око, подобно Ангеламъ, устремленнымъ къ Пренебесному Владыкѣ; радоваться и благословлять Его непорочнымъ образомъ жизни, и такимъ образомъ ожидать Тайну Его Пришествiя, согласно (псалмопѣвцу), говорящему Ему: Пою и разумѣю въ пути непорочнѣ, когда прiидеши ко мнѣ (Псал. 100, 2). Это же возвѣщая, и великiй Павелъ сказалъ: Наше житiе на небесѣхъ есть, идеже предтеча о насъ вниде Iисусъ (Флп. 3, 20; Евр. 6, 20). Этому убѣждаетъ и Корифей Апостоловъ — Петръ: Препоясавши чресла помышленiя вашего, говоритъ, трезвящеся, совершеннѣ уповайте на приносимую вамъ благодать откровенiемъ Iисусъ Христовымъ. Егоже не видѣвше любите... (1 Петр. 1, 13. 8). Это же и Господь говоритъ: Да будутъ чресла ваша препоясана, и свѣтильницы горящiи, и вы подобни человѣкомъ чающимъ Господа своего, когда возвратится (Лук. 13, 35-36) [4]. Такимъ образомъ, и Субботу Онъ не разорилъ, но исполнилъ, явивъ воистину благословенную Субботу: день болѣе великiй, чѣмъ день (простого) покоя отъ тѣлесныхъ дѣлъ и поэтому она имѣетъ сугубое благословенiе: ибо, отдыхая отъ земныхъ и вмѣстѣ съ тѣмъ безполезныхъ дѣлъ, мы пребываемъ въ Богѣ, съ непостыженной надеждой ища небесныхъ и неизрѣченныхъ вещей.
      Въ Ветхомъ Завѣтѣ Суббота была единственнымъ таковымъ днемъ седмицы, почему неразумнымъ iудеямъ и казалось, что Господь нарушилъ законную Субботу; Онъ же говоритъ: Не прiидохъ разорити Законъ, но исполнити (Матѳ. 5, 17). Какъ же Онъ не разорилъ эту Субботу, но исполнилъ согласно этому Закону? — Духъ Святый обѣщанъ дароваться тѣмъ, кто просятъ Его днемъ и ночью, и Онъ заповѣдалъ всегда бодрствовать и бдѣть, говоря: Будете готови: яко воньже часъ не мните, Сынъ Человѣческiй прiидетъ (Матѳ. 24, 44). Для желающихъ всецѣло Ему покориться, Онъ сотворилъ всѣ дни благословенными Субботами и, такимъ образомъ, Онъ не разорилъ, но исполнилъ этимъ и Законъ [5]. Вы же, опутанные житейскими дѣлами, если отстранитесь отъ алчности и отъ ненависти другъ къ другу, — и будете стараться истинствовать [6] и быть цѣломудренными, — то и вы сдѣлаете каждый свой день Субботой, тѣмъ, что не будете дѣлать зла [7]. Когда же наступитъ день болѣе спасительный [8], чѣмъ другiе дни, подобаетъ быть свободными и отъ безупречныхъ дѣлъ и словъ, и выдержанно пребывать въ храмѣ Божiемъ, и отдать слухъ и разумѣнiе тому, что читается и поученiю, и съ сокрушенiемъ предаться моленiю и пѣснопѣнiямъ Богу, ибо такимъ образомъ вы исполняете Субботу, живя согласно Евангелiю Божественной Благодати, и простирая духовное око къ сѣдящему превыше небесныхъ круговъ со Отцемъ и Духомъ — Христу, Который сотворилъ насъ сынами Божiими, усыновленными не однимъ наименованiемъ, но общенiемъ Божественнаго Духа, Самой Плотiю и Кровiю Его, тѣсно соединившихся въ отношенiи Бога и другъ друга.
      И такъ, сохранимъ, чрезъ неразрушимую любовь, это единенiе въ отношенiи другъ друга; будемъ всегда взирать на Родителя горѣ: ибо мы уже не отъ земли — земные, какъ первый человѣкъ, но — таковы, какъ Второй Человѣкъ — Господь съ небесъ; каковъ земной — таковы и земные, каковъ небесный — таковы и небесные. Какъ мы носили образъ земного, такъ будемъ носить образъ и Небесного, и сердце имѣя горѣ къ Нему, будемъ созерцать это великое чудо: наше естество со-вѣчнующее духовному пламени Божества; и отбросивъ обычай кожанныхъ ризъ, въ которыя мы облеклись вслѣдствiе преступленiя, станемъ въ Землѣ Святой; святую землю каждый самъ въ себѣ являя путемъ добродѣтели и твердаго устремленiя къ Богу, такъ — чтобы намъ возымѣть увѣренность, когда Богъ явится въ огнѣ, и притекши къ Нему — возсiять, и вѣчно сопребывать сiяющими, во славу Его высочайшаго Свѣта, трисолнечнаго и единоначальнѣйшаго Сiянiя, Которому всякая слава, держава, честь и поклоненiе, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

–––––––––––––––––––––––
[1] Homilia XXI. In Ascensionem Domini Dei et Salvatoris nostrl Iesu Christj in qua monstratur quomodo impletum sit Legale Sabbatum. P. Gr: t. 151, col. 276-285.
[2] Т. е. воскресшей плоти Господней.
[3] Латинскiй текстъ: «Прежде Воскресенiя».
[4] Воможно, что здѣсь нѣкоторая часть текста затеряна.
[5] Греч. текстъ даетъ основанiе для перефразы, которую находимъ въ латинскомъ переводѣ: «Не разорилъ, но исполнилъ Субботу, и черезъ Субботу — Законъ».
[6] Слово обозначаетъ не только говорить истину, но и вести всю жизнь согласно истинѣ.
[7] Оригиналъ: «въ недѣланiи злыхъ вещей».
[8] Т. е. праздничный день.



«Вернуться къ оглавленiю Слѣдующая страница»


Система Orphus


Молитвенная помощь
      Просимъ молитвъ нашихъ читателей о здравіи и спасенiи души іеромонаха Митрофана, іеромонаха Варѳоломея, протоіерея Владиміра, іерея Бориса, iерея Алексiя, рабовъ Божiихъ Виктора, Максима, Сергiя, Галины, Елены, Татiаны и всѣхъ Православныхъ Христiанъ.

  Авторъ проекта Викторъ Богучаровъ .

  © 2008–2009, «Бесѣда въ храмѣ» .