На главную страницу

О проектѣ
Афиша
Новости
Бесѣда въ храмѣ
Библiотека
Благотворительность
Церковная лавка
Ссылки


Электронная почта




.

13. Пресвитеру Iерiю.

      Поскольку крайне любишь ты слова досточтимаго и богоноснаго Iоанна, епископа Константинопольскаго, то изъ нихъ напишу тебѣ отвѣтъ на то, о чемъ ты спрашивалъ теперь. Нимало не будемъ огорчаться искушениямъ, постигающимъ людей добрыхъ, не станемъ приходить отъ сего в недоумѣнiе и смущенiе, но и свои души наставимъ, и другихъ научимъ тому же. Если видишь, что добродѣтельный терпитъ тысячи золъ, не соблазняйся. Ибо, какъ знаю, многiе часто допытываются о семъ и говорятъ: такой-то отправился въ путь, везя съ собою деньги для нищихъ въ мученический храмъ, и подвергся кораблекрушенiю, и все потерялъ; а другой, сдѣлавъ опять то же самое, попался разбойникамъ и едва спасъ свою душу, возвратившись оттуда нагимъ.
      Поэтому что же скажемъ? То, что ничѣмъ этимъ не надобно огорчаться и затрудняться. Хотя и кораблекрушенiю подвергся онъ, однако же имѣетъ совершенный плодъ милостыни. Ибо, что отъ него зависѣло, все то онъ исполнилъ: собралъ деньги, взялъ ихъ, пошелъ съ намѣренiемъ раздать, принялъ на себя и труды путешествiя. Кораблекрушенiе же, наконецъ, не отъ его зависѣло воли. Но для чего же попустилъ сiе Богъ? Чтобы его содѣлать благоискуснымъ. Но нищiе, скажешь, лишились денег? Ты не столько промышляешь о нищихъ, сколько сотворивший ихъ Богъ. Если лишились они этихъ денег, Богъ можетъ открыть для нихъ другой, болѣе обильный источникъ къ пропитанiю. Посему не станемъ у Бога требовать отчета въ томъ, что дѣлается, но будемъ прославлять Его за все. Ибо не просто и не напрасно попускаетъ Онъ совершаться чему-либо подобному. Нерѣдко вмѣсто утѣшенiя этими деньгами Богъ даруетъ нищимъ другое средство къ пропитанiю. А подвергшагося кораблекрушенiю симъ самымъ дѣлаетъ благоискуснѣйшимъ и уготовляетъ ему большую награду. И гораздо важнѣе, чемъ подаянiе милостыни, — впавъ въ бѣдствiе, благодарить за это Бога. Не одно то, что подаешь какъ мылостыню, но и то, что отнято у насъ другими, если переносимъ сiе мужественно, доставляетъ намъ великiй плодъ.
      А чтобы знать тебѣ, насколько послѣднее важнѣе перваго, приведу сiе для тебя въ ясность, напомнивъ то, что было съ Iовомъ. У него, когда имѣлъ достатокъ, домъ открытъ былъ для нищихъ, и раздавалъ онъ все свое имущество. Но не былъ онъ столько славенъ, когда домъ его открытъ былъ для нищихъ, сколько сталъ слвенъ тогда, когда, услышавъ, что домъ палъ, не пришелъ отъ сего въ унынiе. Не былъ столько славенъ, когда остриженною съ овецъ шерстью одѣвалъ нагихъ, сколько сталъ славенъ и достоинъ уваженiя тогда, когда, услышавъ, что огонь сошелъ съ неба и истребилъ всѣ стада, возблагодарилъ Бога. Тогда былъ онъ человѣколюбивъ, а теперь сталъ любомудрымъ. Тогда онъ миловалъ нищихъ, а теперь благодаритъ Владыку. И не сказалъ самъ въ себѣ: «Что же это такое? Истреблены стада, отъ которыхъ питались тысячи нищихъ; если недостоинъ былъ пользоваться симъ обилiемъ я, то надлежало пощадить ихъ ради получавшихъ изъ сего свою долю». Напротивъ того, не сказалъ и не подумалъ Iовъ ничего такого, но зналъ, что Богъ все устраиваетъ на пользу.
      И знай, что болѣе сильный ударъ нанесъ онъ дiаволу впослѣдствiи, когда, лишившись всего, благодарилъ, нежели когда, обладая, миловалъ.Ибо когда обладалъ онъ всемъ, дiаволъ могъ высказать нѣкое подозрѣнiе, и хотя было оно ложно, но была ему возможность сказать: еда туне Iовъ чтитъ Бога (Iов. 1, 9)? Но когда Богъ взялъ у Iова все и всего лишилъ его,а Iовъ соблюлъ ту же преданность Богу, тогда заграждены уже стали безстыдныя уста и нечего было сказать дiаволу. Теперь праведный содѣлался болѣе славнымъ. Живя въ богатствѣ, творить милостыню — не такое еще великое дѣло, какъ если тотъ, у кого отнято все, перенесъ сiе мужественно и съ благодарностiю, такъ какъ въ этомъ выказывается праведность. Тогда было велико благоволенiе Iова къ подобнымъ ему рабамъ, а теперь открылась въ немъ великая любовь кл Владыкѣ.



«Вернуться къ оглавленiю


Молитвенная помощь
      Просимъ молитвъ нашихъ читателей о здравіи и спасенiи души іеромонаха Митрофана, іеромонаха Варѳоломея, протоіерея Владиміра, іерея Бориса, iерея Алексiя, рабовъ Божiихъ Виктора, Максима, Сергiя, Галины, Елены, Татiаны и всѣхъ Православныхъ Христiанъ.

  Авторъ проекта Викторъ Богучаровъ .

  © 2008, «Бесѣда въ храмѣ» .