Беседа въ храме

О проектѣ
Афиша
Новости
Бесѣда въ храмѣ
Библiотека
Благотворительность
Церковная лавка
Ссылки


Электронная почта




.

Библiотека » Святоотеческое наследiе » Прп Нилъ Синайскiй «Письма» » 83–91.

83. Акакiю Меморiалiю.

      Священнотаинникъ Моѵсей, держа на двухъ рукахъ лежащiй жезлъ — въ подобiе Христа, распростершаго руки на Крестѣ,— обратилъ въ бѣгство Амалика. Посему и мы, воздѣвая руки въ молитвѣ, побѣждаемъ сатану. Если святый Моѵсей держалъ жезлъ въ прямомъ и наклоненномъ положенiи, то почему обременялъ онъ руки, и нужно было Аарону и Ору съ обѣихъ сторонъ поддерживать руки его?

84. Ему же.

      Весьма полезно было бы какъ можно чаще молиться въ крестообразномъ положенiи, ибо такъ бываемъ благословляемы Богомъ, также и сами благословляемъ другихъ. И богомудрый Моѵсей , обновляя скиниiю и брата своего поставляя iереемъ, крестообразно воздѣвъ руки къ небу, благословлялъ народъ. Впрочемъ, сказавъ это, нимало не отмѣняемъ благочестиваго и благолѣпнаго колѣнопреклоненiя. Ибо и Пророкъ Данiилъ въ третiй, шестый и девятый часъ умолялъ Бога, преклоняя колѣна на землю.

85. Ему же.

     Данiилъ, какъ истинный служитель, молитвою во рвѣ заградилъ уста львовъ. Владыка же его Христосъ властiю Своею заключилъ гортани привратниковъ адскихъ и угрюмыхъ стражей тамошней мрачной темницы. Ибо въ книгѣ Iова пророчески сказано: отверзаются Тебѣ страхомъ врата смертная: вратницы же адовы, видѣвше Тя, убояшася (Iов. 38, 17). Увѣровавшiе во Христа называются живыми, а всѣ не увѣровавшiе — мертвыми. Посему и написано: и ста Ааронъ священникъ между живыми и мертвыми (Числ. 16, 48). Ибо Владыка Христосъ стоитъ среди принявшихъ Его и не захотѣвшихъ принять. О семъ свидѣтельствуетъ Iоаннъ Креститель, говоря народу на Iорданѣ: посредѣ васъ стоитъ, Его же вы не вѣсте (Iоан. 1, 26).

86. Ему же.

      Произносить устами слово весьма вредное, праздное, бесполезное и не согласное съ духовнымъ назиданiемъ — почти то же, что питать въ сердцѣ змѣй и скорпiоновъ худыхъ помысловъ.

87. Ему же.

      Желаешь знать толкованiя именъ патрiарховъ. Скажу тебѣ оныя. Рувимъ означаетъ: видящiй сынъ, Симеонъ — послушанiе Богу, Левiй — прилѣпленный, то есть прилѣпившiйся къ Богу и пребывающiй съ Нимъ въ единенiи, Iуда — исповѣданiе, Иссахаръ — награда стятыхъ, Завулонъ — ночное спасенiе, Iосифъ — прибавлѣнiе Господне, Венiаминъ — сынъ десницы, Данъ — судъ, Нефѳалимъ — нагнутая вѣтвь, или молитва, Гадъ — благоуспѣшный, или удачный, Асиръ — богатство, или блаженство.

88. Ему же.

      Святый Iаковъ, премѣнивъ руцѣ, благословилъ Ефрема и Манассiю (Быт. 48, 14). И смотри, что болѣе всего чудно: сею перемѣною рукъ прообразовавъ Крестъ Господень, преподалъ онъ внукамъ Божественныя благословенiя, и перваго содѣлалъ вторымъ, а втораго — первымъ.

89. Ему же.

      Крестъ человѣколюбивѣйшаго Христа первыхъ содѣлалъ вторыми за ихъ кичливость и гордыню. И Апостолъ говоритъ Iудеямъ: вамъпроисшедшимъ отъ сѣмени великаго Авраама, бѣ лѣпо первѣе преподать слово, но, поскольку отвращаетесь вы отъ отъ слышенiя Божественныхъ глаголовъ, и недостойны творите сами себе вѣчному животу, се простираемъ уже слово во языки (Дѣян. 13, 46), чтобы исполнилось сказанное Сыну Отцемъ въ книгѣ Исаiи: дахъ Тя во спасенiе, даже до послѣднихъ земли (Ис. 49, 6)

90. Ему же.

      Смотри на увѣровавшихъ изъ Евреевъ, въ какомъ числѣ приходятъ они на проповѣдь апостольскую, и уразумѣешь, какъ первые оказываются послѣдними, во исполненiе сказаннаго Моѵсеемъ, который пророчествовалъ потомкамъ Авраамовымъ и говорилъ: пришлецъ, иже есть у тебе выше выше, ты же низу низу. Сей взаимъ дастъ тебѣ, ты же ему взаимъ не даси: сей будетъ глава, ты же будеши хвостъ (Втор. 28, 43). Пришельцемъ же называется народъ изъ язычниковъ, увѣровавшiй во Христа.

91.Ему же.

      Пишешь мнѣ, что иноки, приближающiеся и прилѣпляющiеся къ Богу, суть левиты; и уразумѣвъ это, сдѣлалъ ты весьма великое прiобретенiе.



«Вернуться къ оглавленiю Слѣдующая страница»


Система Orphus


Молитвенная помощь
      Просимъ молитвъ нашихъ читателей о здравіи и спасенiи души іеромонаха Митрофана, іеромонаха Варѳоломея, протоіерея Владиміра, іерея Бориса, iерея Алексiя, рабовъ Божiихъ Виктора, Максима, Сергiя, Галины, Елены, Татiаны и всѣхъ Православныхъ Христiанъ.

  Авторъ проекта Викторъ Богучаровъ .

  © 2008, «Бесѣда въ храмѣ» .