Беседа въ храме

О проектѣ
Афиша
Новости
Бесѣда въ храмѣ
Библiотека
Благотворительность
Церковная лавка
Ссылки


Электронная почта




.

Библiотека » Святоотеческое наследiе » Прп. Нилъ Синайскiй «Письма» » 8–21.

8. Сенатору Птоломею.

      И вѣровать только во Христа Спасителя есть оправданiе, исповѣдать же Его устами – совершенное спасенiе. (Рим. 10, 9-10).

9. Ему же.
      Богомудрый Исаiя говоритъ: Да рекутъ не яко же слово сiе, заньже не лѣть дары даяти (Ис. 8, 20). Ибо не найдется ничего равночестнаго исповѣданiю Владыки и блаженному и святому вѣдѣнiю, какое даровано намъ. Посему справедливо изречь при семъ Давидово слово: Что воздамъ Господеви о всѣхъ, яже воздаде ми (Пс. 115, 3)? принялъ Онъ отъ меня вѣру и воздалъ небеснымъ вѣдѣнiемъ. Ибо святое вѣдѣнiе заключаетъ въ себѣ тысячи благъ.

10. Ему же.
      Иные, отправившись изъ пристаней лѣтомъ, потерпѣли крушенiе, а иные, совершивъ плаванiе зимою, безбѣдно спаслись. И сколько подвижниковъ, ожидавшихъ несомнѣнной побѣды, были побѣждены? Не надѣявшiеся же быть и вторыми стали первыми вѣнценосцами. Посему не будемъ небрежны и не предадимся отчаянiю, но во всякомъ дѣлѣ будемъ прилежны къ молитвѣ.

11. Ему же.
      Скажи другу своему, что необузданная горячность бываетъ для людей причиною величайшихъ золъ.

12. Ему же.
      Сказано: Творяй вся и претворяяй, и обращай во утро сѣнь смертную, и день въ нощь помрачаяй (Ам. 5, 8). Ибо Онъ измѣняетъ состоянiя, времена и вещи. Посему Богъ обращаетъ сѣнь смертную, то есть состоянiе грѣховное и потемненное превращаетъ въ добродѣтель, благодушiе и свѣтлость. Но имѣетъ Онъ власть и день въ нощь помрачить, то есть весьма радостное и свѣтлое перемѣнить въ унылое.

13. Ему же.
      Сказано: если кто не будетъ обрѣзанъ въ день осьмый, погубится (Быт.17, 14). Впрочемъ, незлобливый и неразумный младенецъ не наказывается, если бываетъ и не обрѣзанъ. Да и надлежало бы болѣе родителямъ подвергаться наказанiю. Но Богъ наказываетъ, если вѣрою и молитвою не обрѣжешь ты, человѣкъ, злобы. Потому и Апостолъ повелѣваетъ младенчествовать злобою (1 Кор. 14, 20). посему будемъ обрѣзываться духовнымъ мечомъ, взирая на день осьмый, то есть на векъ будущiй. Обрѣжемъ же всякое плотское мудрованiе , и слово, и дѣло беззаконное, чтобы не погибнуть и не быть отчужденными отъ среды народа, спасаемаго Христомъ.

14. Ему же.
      Се очи Господни на боящiяся Его, уповающiя на милость Его (Пс. 32, 18). Кто не ожидаеть оправданiя отъ дѣлъ, тотъ имѣетъ одну надежду спасенiя — щедроты Божiи. Ибо когда слышишь, что Богъ воздастъ коемуждо по дѣломъ его, (Рим. 2, 6), и помыслитъ о грѣховныхъ дѣлахъ своихъ, тогда боится онъ наказанiя, страшится угрозъ, но, чтобы не поглотила его печаль, пребываетъ благонедежнымъ, взирая на Божiи щедроты и человѣколюбiе.

15. Ему же.
      Сказанное Апостоломъ: вскорѣ (1 Кор. 15, 52), значитъ то же, что и если бы сказалъ кто: въ самое и неѣлимое краткое продолженiе времени.

16. Ему же.
      Принялъ ты Духа, испытующаго и глубины Божiя (1 Кор. 2, 10), не для того, чтобы постигнуть ествество Божiе, какъ утверждаетъ повредившiйся въ умѣ Евномiй, но чтобы глубоко и премудро прославлять тебѣ Господа. Ибо говоритъ Апостолъ: азъ себе не у помышляю достигша: гоню же аще и постигну (Фил. 3, 12-13).

17. Ему же.
      Что значитъ: мы умъ Христовъ имамы (1 Кор. 2, 16)? То, что, такъ какъ владычественное мое (умъ) очищено, я чисто и возвышенно мыслю, и житiе мое свѣтло.

18. Ему же.
      Приняли мы Духа, подобно Апостолу, не для того, чтобы въ точности познать, что такое естество Божiе, но чтобы уразумѣть намъ тѣ безчисленные благiе дары, какiе дарованы намъ Богомъ и о которыхъ предлагаемъ слово поучающимся (1 Кор. 2, 12).

19. Ему же.
      Какъ могло бы все сiе состояться или состоять, если бы Богъ не осуществилъ и не поддерживалъ? Ибо, глядя на прекрасно отделанные гусли, на ихъ стройность и ладъ, или слушая самую игру на гусляхъ, подумаетъ ли кто о чемъ-то другомъ, а не объ устроившемъ гусли и играющемъ на гусляхъ, и не къ нему ли обратится мыслiю, хотя бы и не зналъ его лично? Такъ явна для насъ и творческая сила, и движущая, и сохраняющая сотворенное, хотя и не постижима Она умомъ.

20. Ему же.
      Демоны-искусители отступаютъ, можетъ быть, на время не только отъ человѣка, ихъ побѣдившаго, но и отъ побѣжденнаго ими. потому что Богъ, промышляющiй о Своемъ созданiи, даетъ побѣжденному краткiй перерывъ и отдыхъ, чтобы могъ онъ перевести духъ, собраться съ силами и снова поднять руки на противниковъ.

21. Ему же.
      Душа наша чаетъ Господа, яко Помощникъ и Защититель нашъ есть (Пс. 32, 20). Въ словѣ семъ заключается увѣщанiе къ терпѣнiю, а именно, къ тому, чтобы мы, если и бываемъ когда-либо оставлены кѣмъ-либо изъ оскорбляющихъ насъ, сами не отлучали себя от любве Божiя, яже о Христѣ Iисусѣ Господѣ нашемъ (Рим. 8, 39), но всею душею претерпѣвали все трудное, ожидая помощи отъ Бога.



«Вернуться къ оглавленiю Слѣдующая страница»


Система Orphus


Молитвенная помощь
      Просимъ молитвъ нашихъ читателей о здравіи и спасенiи души іеромонаха Митрофана, іеромонаха Варѳоломея, протоіерея Владиміра, іерея Бориса, iерея Алексiя, рабовъ Божiихъ Виктора, Максима, Сергiя, Галины, Елены, Татiаны и всѣхъ Православныхъ Христiанъ.

  Авторъ проекта Викторъ Богучаровъ .

  © 2008, «Бесѣда въ храмѣ» .