Беседа въ храме

О проектѣ
Афиша
Новости
Бесѣда въ храмѣ
Библiотека
Благотворительность
Церковная лавка
Ссылки


Электронная почта




.

Библiотека » Святоотеческое наследiе » Прп. Нилъ Синайскiй «Письма» » 26–31.

26. Иподiакону Тимофею [1].

      Писалъ ты мнѣ, что желательно тебѣ узнать, какую пользу приноситъ человѣку бдѣнiе. «Ибо вижу, — говоришь ты, — что многiе порываются на бдѣнiе, а по моему мнѣнiю, пребывать въ бдѣнiи — дѣло излишнее, потому что Богъ наложи сонъ на Адама (Быт. 2, 21) и спать, безъ сомнѣнiя, мнѣ надобно, такъ какъ Богъ благихъ моихъ не требуетъ (Пс. 15, 2)». Что́ вначалѣ происходило съ Адамомъ чувственно, то давало проразумѣвать умомъ постигаемую тайну. Ибо первый Адамъ означалъ Адама втораго, то есть Господа нашего Iисуса Христа, Который имѣлъ опочить человѣческою смертию на Крестѣ, чтобы изъ святаго Его ребра, прободеннаго копьемъ и источившаго кровь и воду, была создана духовная невѣста Его, то есть вселенская Церковь. Сказать же: спать мнѣ надобно, потому что Богъ наложилъ на человѣка сонъ, какъ бы предписывая тебѣ закономъ недѣятельность и лѣнность, есть нѣчто крайне скотоподобное и не свойственное одаоенному человѣческою и разумною душею.
      И тебѣ, при такомъ скотскомъ и неразумномъ предпрiятiи, что остается наконецъ, развѣ только, лежа на постели своей , блеять, или мычать, или ревѣть по-ослиному, когда другiе люди во время своихъ бдѣнiй, какъ сказалъ ты, порываются пѣснословить Бога, возобладавъ надъ сномъ и свергнувъ съ себя самоуправную его власть? Ибо тебѣ, принявшему такое неразумное намѣренiе, прилично все время жизни проводить въ сонливости и называться уже не живым человѣком, но погребателемъ мертвыхъ, похоронившемъ въ живомъ ѣлѣ на конечную погибель мертвую душу, и не смотрѣть болѣе на свѣтъ человѣческiй, но, подобно выкидышу, перейти изъ тьмы во тьму. И дѣйствительно сбудется надъ тобою написанное: Челоѣкъ, почтенный образомъ Божiимъ, не разумѣ, приложися скотомъ несмысленнымъ, и уподобися имъ (Пс. 48.13).
      Но если угодно тебѣ узнать пользу бдѣнiя, полюбопытствуй услышать, что сказалъ всякую ночь орошавшiй ложе слезами: предварихъ въ безгодiи и воззвахъ (Пс. 118, 147), исповѣдуясь Тебѣ и пѣснословя Тебя, полунощи востахъ (62), не кѣмъ-то другимъ побуждаемый и насилъно привлекаемый отрясти отъ себя сонъ, но самъ себя усердно возбуждая къ славословiю Творца. Потому что оно, какъ призналъ я, было для меня сладостнѣе сна, такъ какъ велика отъ него польза, и для пребывающихъ во бдѣнiи дѣлается оно виною многихъ вѣчныхъ благъ.
      Ибо, во-первыхъ,открывая Богу случившiяся съ нами въ предшествовавшiй день паденiя въ дѣлахъ или словахъ, облегчаемся отъ скорби о нихъ, какъ бы отъ тяжкаго бремени, лежавшаго на раменахъ души. И огнемъ бдѣнiя обращаемъ въ пепелъ богатство дiавола, сжигая его, какъ тернiя, потому что обогащается онъ въ продолженiе дня нашими паденiями. А потому негодуетъ и рыкаетъ на насъ вселукавый, когда видитъ, что проводимъ мы время во бдѣнiи, и съ любовiю и тщательностiю предаемся оному.
      Ибо въ великiй ущербъ и въ смятенiе ввергаемъ его, когда съ каждымъ днемъ дѣлаемъ болѣе явнымъ то, что лишается онъ и не имѣетъ въ рукахъ прiобрѣтенiя, доставляемаго ему нашими грѣхами. А во-вторыхъ, и его самого, многоглаваго и всезлобнаго звѣря, невидимо на насъ нападающаго и готоваго растерзать или поглотить насъ, обуздываетъ и связываетъ неусыпная молитва, и ослабляетъ мышцы злобы его. А намъ она помогаетъ сподобиться небесныхъ щедротъ изливающейся чрезъ края и обильнѣе моря текущей въ благодѣянiе намъ благодати.
      Послѣ же сего и мыѣлаемсяже впередъ болѣе медлительными на паденiя, потому что бдѣнiе напечатлѣваетъ въ насъ боголюбивые помыслы, производиъ въ насъ отвращенiе отъ мiрской суетности и научаетъ отдалять отъ себя вредное. Потому что бдѣнiе по Богу, застигнувъ насъ ночью одинокими и свободными отъ безпокойствъ, причиняемыхъ стеченiемъ людей, и отъ старанiя вести совѣщанiя и имѣть свиданiя съ друзьями, подобно сердобольной матери, воспользовавшись симъ случаемъ, какъ бы въ какой-то странѣ, не оглашаемой никакимъ шумомъ, но исполненной безмолвiя, трезвенiя, тишины и полнаго мира, прижавъ насъ къ себѣ, отверзаетъ свои сокровища премудрости, досточестныхъ совѣтовъ и Божественныхъ озаренiй, и тайно наполняетъ ими нѣдра души нашей.
      И если трезвенно сохранимъ все намъ дарованное, то мы блаженны и треблаженны. И что говорю — тысячекратно познаютъ то на себѣ таинники и питомцы прекраснаго бдѣнiя, вожделѣвающiе бряцаломъ языка своего ударять въ Давидовы гусли, и въ гортани ихъ, какъ говоритъ пророкъ, воспѣвающiе возношенiя Божiя (Пс. 149, 6). И гортань мой не разуму ли поучается (Iовъ 6,30)? Какъ на тьму, такъ и на свѣтъ, указываю, псалмами освѣщая и осiявая унылость ночи, и предваряютъ очи мои ко утру, поучатися словесемъ Господнимъ (Пс. 118, 148), и, украшаясь багряницею пламенѣющихъ помышленiй, умоляю прiити ко мнѣ премудрость свыше. Ибо, когда пребываемъ во бдѣнiи, неизреченно посѣщаетъ насъ благодать Господня и несказанно является намъ, и возводитъ къ доступному для насъ созерцанiю ея и уподобленiю ей священные умы, насколько позволительно, священнолѣпно къ ней припадающiе.

27. Ему же.
      Тысячекратно мы блаженны, когда сохранимъ все, что прiобрѣли бдѣнiемъ. Если же и случиться утратить намъ малую, или и значительную, часть, то и оставшагося для младенцевъ разумомъ достаточно будетъ къ достиженiю спасенiя. Ибо нерѣдко и птицеловъ, изловивъ въ полѣ сто горлицъ и съ радостiю заперевъ ихъ, а потомъ по невнимательности потерявъ третью часть, или даже половину, глядя на оставшихся птицъ, утоляетъ печаль свою о птицахъ, скрывшихся тайно, и утѣшаетъ свое сердце тѣмъ, что не съ пустыми руками возвращается къ себѣ въ домъ, но и теперь несетъ часть своей добычи, получивъ для себя и пользу на будущее время, научившись тщательно беречь пойманное.

28. Ему же.
      Величайшее благо есть бдѣнiе для рѣшившихся стрясти съ себя сонъ, этого сосѣда смерти. Тѣмъ болѣе, что и Самъ Владыка пребывалъ во бдѣнiи и усваивалъ оное въ домостроительство по плоти, какъ говорилъ и Лука, что Iисусъ бѣ обнощь въ молитвѣ Божiи (Лук. 6, 12), научая насъ самымъ дѣломъ слѣдовать стопамъ Учителя. Почему и сказал: Бдите и молитеся, да не внидете въ напасть (Матѳ. 26, 41). также павелъ и Сила, не зная выгодъ бдѣнiя въ полунощи славили Бога (Дѣян. 16, 25). И Давидъ говоритъ: Бдѣхъ и быхъ, яко птица, особящаяся на здѣ (Пс. 101, 8), то есть окрыленная, не по землѣ ползущая, но пребывающая на здѣ (на кровлѣ) и на высотѣ добродѣтели. Ибо вмѣсто рукъ моихъ молитвеннымъ воплемъ языка обнималъ я невидимыя стопы человѣколюбиваго Бога, и бренное сердце мое сдѣлалось серебрянною или золотою драгоцѣнностiю. И снова жертвенникомъ Господнимъ сталъ я, смиренный человѣкъ, потому что благодать зажгла во мнѣ угли вѣдѣнiя и возноситъ Богу благоуханную жертву.

29. Ему же.
      Вижу, братъ, что ты по внутреннему человѣку съ головы до ногъ покрытъ великою проказой, отъ которой не сможешь и очиститься, если духъ твой не будетъ отъ нощи утреневать къ Богу (Ис. 26, 9), просвѣщающему насъ Божественными заповѣдями, оживотворяющему умерщвленныхъ нерадѣнiемъ и ниспосылающему росу высшей премудрости, которая исцѣляетъ всякъ душевный недугъ и всяку язю (Матѳ. 4,23). Роса бо, яже отъ Тебе, — говоритъ Писанiе, — исцѣленiе имъ есть (Ис. 26, 19). И еще говоритъ Богъ: И буду ему яко же роса, и процвѣтетъ яко кринъ (Ос. 14, 6). Сiя-то роса, и нынѣ снизойдя въ твое распаляемое сластолюбiемъ сердце и возшумѣвъ благоведреннымъ вѣтромъ и нѣкiимъ весеннимъ и тонкимъ вѣянiемъ, поколеблетъ твое пламя, какъ нѣкогда въ вавилонской печи, и дастъ тебе прохладу и спасетъ тебя, содѣлывая иситнно любомудрымъ и убѣждая не спать уже много, но усердно пребывать во бдѣнiи.

30. Ему же.
      Какъ живому существу надобно непрестанно переводить дыханiе, такъ постоянно надлежитъ сильно желать прекраснаго бдѣнiя и пребывать въ немъ, въ псалмахъ и пѣснопѣнiяхъ подражать неусыпности сладкопѣвнаго соловья, когда цѣлую ночь сидитъ онъ на яйцахъ, не прекращая своего сладкопѣнiя. Если такъ поступаешь, то врагъ не утерпитъ долго оставаться при тебѣ, примѣчая, какъ ты сокрушаешь и уничижаешь его, и каждую ночь язвишь жалами неусыпной молитвы.

31. Ему же.
      Прекрасно, ничѣмъ не развлекаясь и не паря мыслiю, пребывать въ ночной молитвѣ. Если же по какому-либо искушенiю случится, что нападутъ на тебя какiе-нибудь срамные помыслы, никакъ не прекразай сего прекраснаго занятiя, бдѣнiя, но пребывай и состарѣвайся въ такомъ дѣлѣ, и непремѣнно въ надлежащее время соберешь плоды премудрости. Если же кому-то угодно роскошествовать и упиваться въ праздности, и ласкать ложе свое, угождая сну, а не Богу, то пусть видитъ, какiе вредоносные и гнусные помыслы отъ дебелости сей возникаютъ въ сердцѣ, и потомъ предается своимъ грезамъ и ожидаетъ своего паденiя и гибели. Ибо не соглашусь теперь сказать что-либо иное, кромѣ истины, а именно, что всѣ плотскiе нравомъ извергнуты будутъ изъ царствiя.

–––––––––––––––––––––––

[1] По другому источнику — дiакону.



«Вернуться къ оглавленiю Слѣдующая страница»


Система Orphus


Молитвенная помощь
      Просимъ молитвъ нашихъ читателей о здравіи и спасенiи души іеромонаха Митрофана, іеромонаха Варѳоломея, протоіерея Владиміра, іерея Бориса, iерея Алексiя, рабовъ Божiихъ Виктора, Максима, Сергiя, Галины, Елены, Татiаны и всѣхъ Православныхъ Христiанъ.

  Авторъ проекта Викторъ Богучаровъ .

  © 2008, «Бесѣда въ храмѣ» .