Бесада въ храме

О проектѣ
Афиша
Новости
Бесѣда въ храмѣ
Библiотека
Благотворительность
Церковная лавка
Ссылки


Электронная почта




.

Отвѣтъ благосклоннымъ къ Латинской Церкви о несправедливомъ величанiи папистовъ мнимымъ достоинствомъ ихъ церкви.
Преподобный Амвросiй Оптинскiй

(Это сочиненіе преподобнаго Амвросія писано имъ въ концѣ пятидесятыхъ годовъ XIX вѣка.)

      Напрасно нѣкоторые изъ православныхъ удивляются существующей пропагандѣ Римской Церкви, мнимому самоотверженію и дѣятельности ея миссіонеровъ и усердію латинскихъ сестеръ милосердія, и неправильно приписываютъ Латинской Церкви такую важность, что будто бы, по отпаденіи оной отъ Православной Церкви, сія послѣдняя не пребыла такою же, а имѣетъ необходимость искать соединенія съ нею. По строгомъ изслѣдованіи мнѣніе сіе оказывается ложнымъ; а энергическая латинская дѣятельность не только не возбуждаетъ удивленія, но напротивъ возбуждаетъ глубокое сожалѣніе въ сердцахъ людей благомыслящихъ и разумѣющихъ истину:
      Православная Восточная Церковь отъ временъ апостольскихъ и доселѣ соблюдаетъ неизмѣнными и неповрежденными отъ нововведеній, какъ ученіе Евангельское и апостольское, такъ и преданіе свъ. отцовъ и постановленія Вселенскихъ Соборовъ, на которыхъ богоносные мужи, собиравшись отъ всей вселенной, соборнѣ составили божественный Сѵмволъ православной вѣры, и, провозгласивъ его вслухъ всей вселенной во всѣхъ отношеніяхъ совершеннымъ и полнымъ, воспретили страшными прещеніями всякое прибавленіе къ нему и убавленіе, или измѣненіе, или переставленiе въ немъ хотя бы одной іоты. Римская же церковь давно уклонилась въ ересь и нововведеніе. Еще Василій Великій обличалъ въ этомъ нѣкоторыхъ епископовъ Рима въ посланіи своемъ къ Евсевію Самосатскому. «Истины они не знаютъ, и знать не желаютъ; съ теми, кто возвѣщаетъ имъ истину, они спорятъ, а сами утверждаютъ ересь» (Окруж. посл. § 7).
      Апостолъ Павелъ заповѣдуетъ удаляться отъ поврежденныхъ ересью, а не искать съ ними соединенія, говоря: «еретика человѣка, по первомъ и второмъ наказаніи отрицайся: вѣдый, яко развратися таковый и согрѣшаетъ и есть самоосужденъ» (Тим. 3, 10, 11). Соборная Православная Церковь не двукратное, а многократное дѣлала вразумленіе частной Римской Церкви; но послѣдняя, несмотря на все справедливыя убѣжденія первой, пребыла упорною въ своемъ ошибочномъ образѣ мыслей и дѣйствій.
      Еще въ седьмомъ столѣтіи породилось въ западныхъ церквахъ неправое мудрованіе, что Духъ Святой исходитъ и отъ Сына. Вначалѣ противъ сего новаго умствованія возстали нѣкоторые папы, называя оное еретическимъ. Папа Дамасъ такъ о немъ говоритъ въ Соборномъ опредѣленіи: «кто объ Отцѣ и Сынѣ мыслитъ право, а о Духѣ Святомъ не право, тотъ еретикъ» (Окруж. посл., § 5). Тоже подтверждали и другіе папы, Левъ III и Іоаннъ VIII. Но большая часть ихъ преемниковъ, обольстившись правами на преобладаніе, и нашедши въ томъ для себя много мірскихъ выгодъ, дерзнули измѣнить православный догматъ объ исхожденiи Св. Духа, вопреки постановленій седьми Вселенскихъ Соборовъ, также и вопреки ясныхъ словъ Самаго Господа во Евангеліи: «Иже отъ Отца исходитъ» (Ин. 15, 26).
      Но какъ одна ошибка, которую не считаютъ ошибкою, всегда влечетъ за собою другую, и одно зло порождаетъ другое, такъ случилось и съ Римскою Церковію. Едва только успѣло явиться на западѣ сіе неправое мудрованіе, что Духъ Святой исходитъ и отъ Сына, какъ само породило другія подобныя тому исчадія, и ввело съ собою мало-помалу другія новизны, большею частію противорѣчащія ясно изображеннымъ въ Евангеліи заповѣдямъ Спасителя нашего, какъ-то: кропленіе вмѣсто погруженія въ таинствѣ Крещенія, отъятіе у мірянъ божественной Чаши и употребленіе оплатковъ и опрѣсноковъ вмѣсто хлѣба квасного, исключеніе изъ Литургіи божественнаго призыванія Всесвятаго и Животворящаго и Всесовершающаго Духа. Также ввело новизны, нарушающія древніе апостольскіе обряды Соборной Церкви, какъ-то: устраненіе крещаемыхъ младенцевъ отъ Мѵропомазанія и принятія Пречистыхъ Таинъ, устраненіе брачныхъ отъ священства, признаніе папы за лицо непогрѣшительное и за мѣстоблюстителя Христова и проч. Такимъ образомъ, низвратило весь древній апостольскій чинъ совершенія почти всѣхъ Таинствъ и всѣхъ церковныхъ учрежденій, — чинъ, который содержала древняя святая и Православная Церковь Римская, бывшая тогда честнѣйшимъ членомъ Святой Соборной и Апостольской Церкви (Окруж. посл. § 5, пунктъ 12).
      Но главная ересь Римской Церкви, не по существу, а по дѣйствію, есть измышленный догматъ главенства, или вѣрнѣе горделивое исканіе преобладанія епископовъ Рима надъ прочими четырьмя Восточными Патріархами. Ради сего преобладанія приверженцы Римской Церкви поставили своего папу выше правилъ и учрежденій Вселенскихъ Соборовъ, вѣруя въ его непогрѣшимость. Но какова эта папская непогрѣшительность, свидѣтельствуетъ неложная исторія. О папѣ Іоаннѣ ХХIII говорится въ опредѣленіи Констанцкаго Собора, низложившаго сего папу: «Доказано, что г. Іоаннъ папа есть грѣшникъ закоренѣлый и неисправимый, былъ и есть беззаконникъ, справедливо обвиняемый въ человѣкоубійствѣ, въ отравленіяхъ и другихъ тяжкихъ злодѣяніяхъ, который часто и упорно предъ различными сановниками утверждалъ и доказывалъ, что душа человѣческая умираетъ и потухаетъ вмѣстѣ с т?ломъ человѣческимъ, подобно душѣ животныхъ и скотовъ, и что умершій отнюдь не воскреснетъ въ послѣдній день». Беззаконія папы Александра VI и его сыновей были такъ чудовищны, что, по мнѣнію современниковъ, этотъ папа заботился о водвореніи на землѣ царства сатаны, а не Царства Божія. Папа Юлій II упивался кровію христіанскою, постоянно для своихъ цѣлей вооружая христіанскіе народы другъ противъ друга (Духовн. Бесѣда 1858 г. №41). Есть много и другихъ примѣровъ, свидѣтельствующихъ о великихъ погрѣшностяхъ папъ; но теперь говорить о нихъ не время. При такихъ историческихъ свидѣтельствахъ о поврежденіи ересью и о погрѣшностяхъ папъ, справедливо ли величаются паписты мнимымъ достоинствомъ Римской Церкви? Справедливо ли уничижаютъ Православную Восточную Церковь, основывающую свою непогрѣшительность не на одномъ какомъ-либо лицѣ, но на ученіи Евангельскомъ и апостольскомъ и на правилахъ и постановленіяхъ седми Вселенскихъ и девяти Помѣстныхъ Соборовъ? На сихъ Соборахъ были со всей вселенной мужи богодухновенные и святые, и установили все касающееся до потребностей и духовныхъ нуждъ Церкви, согласно съ Св. Писаніемъ. Поэтому основательно ли поступаютъ паписты, которые ради мірскихъ цѣлей поставляютъ лицо своего папы выше правилъ Вселенскихъ Соборовъ, почитая папу своего болѣе непогрѣшительнымъ?
      По всѣмъ высказаннымъ причинамъ Соборная Восточная Церковь пресѣкла общеніе съ частною Римскою Церковію, какъ отпадшею отъ истины и отъ правилъ Соборной Православной Церкви. Римскіе же епископы, какъ начали гордостію, гордостію и оканчиваютъ. Усиливаются они доказывать, что будто бы Православная Соборная Церковь отпала отъ ихъ частной Церкви. Но это несправедливо и даже нелѣпо. Истина свидѣтельствуетъ, что Римская Церковь отпала отъ Православной. Хотя паписты ради мнимой правоты выставляютъ на видъ, что патріархатъ ихъ, во время единенія съ Соборною Православною Церковію, въ числѣ пяти былъ первый и старшій; но это ради царственнаго Рима, а не по духовному какому достоинству, или власти надъ другими патріархіями. Несправедливо назвали они и Церковь свою Католическою, т. е. соборною. Часть цѣлымъ никогда называться не можетъ; а Римская Церковь до отпаденія своего отъ православія составляла только пятую часть единой Соборной Церкви. Особенно же потому Римская Церковь соборною называться не должна, что она отвергла постановленія Вселенскихъ Соборовъ, послѣдуя неправымъ своимъ умствованіямъ.
      Нѣкоторымъ бросается въ глаза численность и повсюдность приверженцевъ латинской Церкви, и потому думаютъ недостовѣрно разумѣющіе истину, что не должна ли ради сей причины называться Латинская Церковь Вселенскою или Соборною? Но мнѣніе это весьма ошибочно, потому что нигдѣ въ Св. Писаніи не приписывается особеннаго духовнаго права множеству и численности. Господь ясно показалъ, что признакъ истинной Соборной Церкви не заключается во множествѣ и численности, когда говоритъ въ Евангеліи: «не бойся, малое стадо: яко благоизволи Отецъ вашъ дати вамъ Царство» (Лк. 12, 32). Есть и примѣръ въ Св. Писаніи не въ пользу множества. По смерти Соломона, при сынѣ его раздѣлилось царство Израильское, и Св. Писаніе десять колѣнъ представляетъ отпадшими, а два колѣна, пребывшiе вѣрными долгу своему, не отпадшими. Посему напрасно Латинская Церковь старается доказывать правоту свою множествомъ и численностію и повсюдностiю.
      Признакъ Вселенской Церкви на Вселенскихъ Соборахъ св. отцами означенъ совсѣмъ иной, т. е. соборнѣ положено: вѣровать во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, а не просто во вселенскую, или повсюдную церковь. Римская Церковь хотя и имѣетъ повсюду во вселенной своихъ послѣдователей, но такъ какъ не хранитъ свято соборныхъ и апостольскихъ постановленій, а уклонилась въ нововведенія и неправыя мудрованія, то совсѣмъ не принадлежитъ къ Единой, Святой и Апостольской Церкви.
      Также весьма ошибочно разсуждаютъ къ латинамъ благосклонные, которые думаютъ во 1-х, что по отпаденіи западныхъ отъ православія, въ Соборной Церкви будто бы чего-то не достаетъ. Ущербъ сей замѣненъ давно премудрымъ промысломъ — основаніемъ на сѣверѣ Православной Церкви Русской. Во 2-х, будто бы ради прежняго старшинства и ради численности Римской Церкви Православная Церковь имѣетъ потребности въ соединеніи съ оною. Но инъ судъ человѣческій, и инъ судъ Божій. Апостолъ Павелъ ясно говоритъ: «кое общеніе свѣту ко тьмѣ?» (2 Кор. 6, 14) — т. е. что свѣтъ истины Христовой съ тьмою еретичества никогда совмѣщаться не можетъ. Латины же своей ереси оставить не хотятъ, и упорствуютъ, какъ свидѣтельствуютъ о нихъ, на дѣлѣ исполняющiеся столько столѣтій, слова Василія Великаго: «истины они не знаютъ, и знать не желаютъ; съ тѣми, кто возвѣщаетъ имъ истину, они спорятъ, а сами утверждаютъ ересь», какъ сказано выше.
      Благосклонные къ латинамъ вмѣсто сего должны бы лучше разсуждать о сказанномъ во псалмахъ: «возненавидехъ церковь лукавнующихъ» (Пс. 25, 5), и пожалѣть о тѣхъ, которые, ради преобладанія и сребролюбія, и другихъ мірскихъ цѣлей и выгодъ, возмущали едва не всю вселенную посредствомъ инквизицій и лукавыхъ іезуитскихъ происковъ, и доселѣ возмущаютъ и оскорбляютъ православныхъ въ Турціи чрезъ своихъ миссіонеровъ. Миссіонеры латинскіе не заботятся обращать въ христіанскую вѣру природныхъ турокъ, а стараются совращать съ истиннаго пути православныхъ грековъ и болгаръ, употребляя для сего всякія неблагоугодныя средства и ухищренія. Не лукавство ли это, и не злобное ли лукавство? Благоразумно ли было бы искать единенія съ такими людьми? По этой же причинѣ стоитъ ли удивляться мнимому усердію и мнимому самоотверженію сихъ дѣятелей, т. е. латинскихъ миссіонеровъ и сестеръ милосердiй? Это прямо жалкіе подвижники. Они стараются не ко Христу обращать и приводить людей, а къ своему папѣ.
      Что сказать еще на вопросы: Латинская Церковь и другія вѣроисповѣданія могутъ ли называться Новымъ Израилемъ и ковчегомъ спасительнымъ? и какъ разумѣть о Евхаристіи настоящей Римской Церкви? Новымъ Израилемъ можетъ называться только Церковь правовѣрующая, а поврежденная еретическими мудрованiями не можетъ. Св. апостолъ Іоаннъ Богословъ говоритъ: «отъ насъ изыдоша, но не беша отъ насъ: аще бо отъ насъ были: пребыли убо быша съ нами: но да явятся, яко не суть вси отъ насъ» (1 Ин. 2, 19). И св. апостолъ Павелъ говоритъ, «единъ Господь, едина вѣра» (Еф. 4, 5), т. е. едина вѣра истинная, а не всякое вѣрованіе хорошо, какъ безразсудно думаютъ отделившиеся отъ единой истинной Церкви, о которыхъ св. апостолъ Іуда пишетъ: «яко въ послѣднее время будутъ ругатели, по своихъ похотехъ ходяще и нечестiихъ: сіи суть отделяюще себя отъ единости вѣры и суть телесни (душевни), духа не имущее» (ст. 18, 19). Посему чуждые духа истины какъ назовутся Новымъ Израилемъ? или какъ будутъ кому-либо пристанищемъ спасительнымъ, когда и то и другое не можетъ совершаться безъ благодати Св. Духа.
      Въ Православной Церкви вѣруется, что хлѣбъ и вино въ таинствѣ Евхаристіи пресуществляются призываніемъ и нашествіемъ Св. Духа. А латины, какъ сказано выше, сочли ненужнымъ призываніе сіе, и исключили оное изъ своей литургіи. Итакъ, разумѣющій — самъ да разумѣетъ о Евхаристіи Латинской.
      Еще вопросъ: если же, какъ сказано, кромѣ Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, каковою называется и есть Церковь Православная, такъ сомнительно спасеніе другихъ вѣроисповѣданій: то почему же въ Россіи не проповѣдуется открыто истина сія? На это отвѣтъ очень простой и ясный. Въ Россіи допущена вѣротерпимость и иновѣрцы наравнѣ съ православными занимаютъ у насъ важныя должности: начальники учебныхъ заведеній по большей части иновѣрцы; начальники губерній и уѣздныхъ городовъ часто бываютъ иновѣрцы: полковые и батальонные командиры — нерѣдко иновѣрцы. Гдѣ ни начни духовное лицо открыто проповѣдывать, что внѣ Православной Церкви нѣтъ спасенія, сановитые иновѣрцы оскорбятся. Отъ такого положенія русское православное духовенство и получило какъ бы навыкъ и укоренившееся свойство говорить объ этомъ предметѣ уклончиво. А можетъ быть нѣкоторые, по той же причинѣ, и отъ всегдашняго обращенія съ иновѣрцами, а болѣе отъ чтенія ихъ сочиненій, стали и думать снисходительнѣе въ отношеніи надежды спасенія и прочихъ вѣроисповѣданій.
      Несмотря на духъ кротости и миролюбія и терпѣнія Православной Церкви и ея пастырей и послѣдователей, на Западѣ издано въ предшествовавшіе вѣка послѣдователями разныхъ христіанскихъ вѣроученій, преимущественно же издается въ наши времена такое множество книгъ противъ ученія Восточной Церкви, что ихъ трудно было бы даже перечесть, не только оцѣнить по достоинству. И хотя такія книги вообще наполнены клеветами, баснями, порицаніями, очевидными вымыслами и лжами, особенно же умственными ядотворными хитросплетеніями, съ очевидною цѣлію образовать въ Европѣ духъ, враждебный Восточной Церкви, особенно нашему отечеству, и, поколебавъ вѣроученіе нашей Православной Церкви, совратить послѣдователей ея съ пути истины: но такъ какъ онѣ издаются подъ заманчивыми названіями, въ уютныхъ формахъ, съ такою типографическою опрятностію, что какъ бы невольно завлекаютъ любопытство читателей, то конечно и въ нашемъ отечествѣ, куда сіи сочиненія проникаютъ темными путями, найдется не мало такихъ, которые, имѣя поверхностное понятіе о предметахъ христіанскаго ученія, не могутъ не увлечься мыслями противными истинѣ. Особенно вооружились теперь противъ православныхъ писатели Латинской Церкви, провозглашающіе господство своего папы и частной Римской Церкви надъ всѣми правительствами и частными Церквами и народами міра; преимущественно же въ настоящее время заняты симъ іезуиты во Франціи, которые, пользуясь повсемѣстнымъ распространеніемъ французскаго языка, усиливаются съ какою-то лихорадочною дѣятельностію, посредствомъ сочиненій на этомъ языкѣ, насадить повсемѣстно свой образъ мыслей, противный вѣроученію и іерархическому устройству Восточной Церкви, — не щадя для этой цѣли самыхъ чудовищныхъ вымысловъ, очевидныхъ лжей и безсовѣстнаго искаженія историческихъ истинъ. Многіе изъ православныхъ образованныхъ, читая эти сочиненія на французскомъ языкѣ, и не читая своихъ на русскомъ о православномъ вѣроученіи, легко могутъ повѣрить хитросплетенной лжи вмѣсто истины, которой они хорошо не знаютъ.
      Желающему подробно знать тѣ причины, по которымъ паписты такъ далеко уклонились отъ православія, полезно прочесть недавно вышедшее сочиненіе объ отношеніяхъ Римской Церкви къ другимъ церквамъ — Авдiя Востокова. Въ этой книгѣ во 2-й части особенно замѣчательны мѣста о присягѣ латинскихъ епископовъ своему папѣ и о клеветахъ папистовъ на православныхъ, съ .49, 60 и 137.



«Вернуться къ оглавленiю


Молитвенная помощь
      Просимъ молитвъ нашихъ читателей о здравіи и спасенiи души іеромонаха Митрофана, іеромонаха Варѳоломея, протоіерея Владиміра, іерея Бориса, iерея Алексiя, рабовъ Божiихъ Виктора, Максима, Сергiя, Галины, Елены, Татiаны и всѣхъ Православныхъ Христiанъ.

  Авторъ проекта Викторъ Богучаровъ .

  © 2008, «Бесѣда въ храмѣ» .